В.Б. Сапожников, Н.И. Авраамов
4
Инженерный журнал: наука и инновации
# 2·2017
20…25 с. Самолет за этот период переходит на пикирование с углом
45…50°, после чего его выводят в горизонтальный полет с верти-
кальной перегрузкой 2
g
.
Установка для исследования процессов разрушения газовых пу-
зырьков в жидкости при переходе от невесомости к перегрузке,
кото-
рая была использована в составе стенда невесомости, представляет со-
бой испытательный контейнер в форме параллелепипеда.
Внутри
контейнера размещены оптически прозрачная модель, программно-
временное устройство, кинокамера, устройство для формирования га-
зовой полости и твердотопливные ракетные двигатели малой тяги для
создания импульсных перегрузок, действующих на испытательный
контейнер в процессе его свободного падения. В конечном итоге, счи-
тая ошибки измерения независимыми случайными величинами, мак-
симальная погрешность конечных результатов серии экспериментов
составила не более 18...20 %.
Исследование характера и закономерностей процесса разрушения
газовой полости при действии длительных (более 1 с) перегрузок ма-
лой величины на стенде невесомости проводить не удается вслед-
ствие недостаточной продолжительности состояния невесомости.
В связи с этим признали, что целесообразно проводить эксперименты
по исследованию процесса разрушения газовой полости при дей-
ствии импульсов перегрузки длительностью более 1 с, используя ле-
тающую лабораторию.
Поскольку в условиях самолета-лаборатории остаточные пере-
грузки
n
х
по продольной оси лаборатории составляют 10
–3
…2∙10
–2
единиц, была проведена выборка из всей серии полетов тех режимов,
когда остаточные перегрузки не превышали 5∙10
–3
единиц. Методика
экспериментов на летающей лаборатории заключалась в следующем.
За 1...2 с до начала режима невесомости включают слив жидкости из
модели в сливную емкость. К моменту наступления невесомости в мо-
дельной емкости начинает образовываться газовая подушка, которая
через 4...6 с после начала режима невесомости приобретает форму,
близкую к равновесной. На 8...10 с полета по кеплеровской траекто-
рии, по команде оператора, пилот создает малую (до 0,1) перегрузку
в направлении
n
х
, совпадающем с продольной осью летающей лабора-
тории. Длительность перегрузки определяется программой экспери-
мента. В течение всего времени эксперимента поведение газовой по-
лости контролируют кинокамеры. В ходе эксперимента замеряют
размер газовой полости, а также величину и время действия импульса
перегрузки, которые регистрируют с помощью светолучевого осцил-
лографа K20-21. Максимальная погрешность конечных результатов
для экспериментов на летающей лаборатории несколько выше, чем
в условиях стенда, и достигает 22...25 % за счет того, что значение пе-
регрузки усредняется за все время ее действия.