Условия разрушения газовых полостей в жидкости при переходе от невесомости…
Инженерный журнал: наука и инновации
# 2·2017 3
2
Ga
,
Bo
L
σ =
oν
где
3
2
Ga
ngL
=
ν
— число Галилея,
2
Bo
ngL
o=
σ
— число Бонда.
Применяя π-теорему [3] к задаче (1), заключаем, что в данном
случае
n =
3,
k
= 2, следовательно, соотношение
Ga
Bo
является для за-
дачи (1) необходимым и достаточным условием подобия. Для раз-
личных значений
ng
, используя тот же подход, получаем
2
3
max
2
1 ,
L A
ng
σ =
ρ ν
(3)
где
А
,
А
1
,
А
2
— константы, определяемые экспериментальным путем.
Однако сложность состоит в том, что величина перегрузки
ng
,
хотя и остается неизменной в период действия, но действует крайне
непродолжительное время в диапазоне от десятых долей секунды до
нескольких десятков секунд, после чего вновь наступает состояние
практической невесомости. Поэтому к параметрам, определяющим
величину
max
,
L
по-видимому, можно отнести и время действия (про-
должительность) импульса перегрузки
имп
.
t
Таким образом, в экспериментах по исследованию устойчивости
поверхности раздела жидкость—газ при переходе от невесомости
к перегрузке следовало обеспечить изменение времени действия
им-
пульса перегрузки
имп
t
в достаточно широком диапазоне.
В связи с этим для экспериментального определения условий раз-
рушения одиночных газовых включений под действием кратковремен-
ных одиночных импульсов перегрузки был использован, во-первых,
стенд невесомости, где условий практической невесомости можно до-
стичь при свободном падении испытываемого оборудования (такие
стенды получили название башен невесомости [4]), во-вторых, для экс-
периментального определения условий разрушения одиночных газовых
включений при значительной продолжительности одиночных импуль-
сов перегрузки использовали летающую лабораторию (ЛЛ) [5]. Для со-
здания на борту такой лаборатории (самолета) состояния невесомости
применяют специальную технику пилотирования — полет по параболе
Кеплера. Сначала самолет разгоняют до максимальной скорости, затем
переводят в набор высоты и при достижении угла кабрирования
45…50° движением штурвала создают за 1…2 с вертикальную нуле-
вую перегрузку. В этот момент на борту лаборатории появляется со-
стояние невесомости; находиться в этом состоянии допускается до