К вопросу определения толщины смазочного слоя при решении…
Инженерный журнал: наука и инновации
# 12·2016 5
контактное напряжение по Герцу σ
н
= 1200 МПа, скорость скольже-
ния
V
ск
= 1 м/с — полученные значения толщины смазочного слоя
для каждого из испытанных сортов смазочных масел приведены в
таблице.
Определение режима трения в контакте с учетом толщины
смазочного слоя
1
2
(
= = 0, 2 мкм)
a
a
R R
№
п/п
Сорт
смазочного
масла
Толщина
смазочного
слоя
h
, мкм
(по номограмме)
Значение
параметра λ
Предполагаемый режим трения
1 Гипоидное
0,80
2,8
Контактно-гидродинамический
режим трения (1,5 < λ <3)
2 ТАП-15В
0,60
2,1
3 ТАД-17
0,78
2,8
4 МТ-16п
0,65
2,3
5 МТ-8п
0,25
0,9
Режим граничного трения
(λ < 1)
Из таблицы ясно, что первые четыре сорта масла обеспечивают
условия контактно-гидродинамического режима трения. При тех же
значениях контактных параметров применение масла МТ-8п вслед-
ствие его малой вязкости приводит к работе контакта в режиме гра-
ничного трения.
Таким образом, по номограммам, построенным на основании изу-
чения с помощью роликовой аналогии влияния различных факторов
на толщину смазочного слоя, можно достаточно просто и точно опре-
делить толщину смазочного слоя для условий работы зубчатой пере-
дачи.
Определенная таким способом толщина смазочного слоя позво-
ляет оценить по режиму трения в контакте способность выбранного
масла обеспечивать надежную и долговечную работу тяжело нагру-
женного контакта (например, зубчатой передачи, волновой, фрикци-
онной передачи или кулачкового механизма и др.) как при создании,
так и при эксплуатации сложных технических систем.
ЛИТЕРАТУРА
Гаркунов Д.Н.
Триботехника. Износ и безопасность.
Москва, Машино-
строение, 2001, 530 с.
Крагельский И.В., Алисин В.В., ред.
Трение, изнашивание и смазка
.
Спра-
вочник.
В 2 кн. Кн. 2. Москва, Машиностроение, 1979, 358 с.
Дроздов Ю.Н. Структура метода расчета на износ.
Вестник машинострое-
ния
, 2003, № 1, с. 25–28.
Дроздов Ю.Н., Юдин Е.Г. Трибологическая надежность космических
транспортных систем.
Полет
, 2005, № 1, с. 43–50.