Г.А. Тимофеев, С.И. Красавин
2
Инженерный журнал: наука и инновации
# 12·2016
ляной пленки зависит от многих контактных параметров, таких как
контактные напряжения (по Герцу), температура в контакте и свя-
занная с ней вязкость смазочного масла, суммарная скорость качения
поверхностей, скорость скольжения, кривизна сопряженных поверх-
ностей, пьезокоэффициент вязкости и др. [1–13].
Экспериментальные исследования проводили на роликовом стен-
де разомкнутого контура, кинематическая схема которого представ-
лена в работе [14]. Толщину смазочного слоя определяли методом
измерения падения напряжения в смазочном слое [14, 15]. Этот ме-
тод в отличие от некоторых других методов позволяет измерять тол-
щину как жидкой масляной пленки, так и смазочных слоев на кон-
тактирующих поверхностях.
Роликовые образцы, имитирующие реальные зацепления, были
изготовлены из сталей 35ХГСА, 18Х2Н4МА, 40Х и др. Поверхность
образцов из стали 40Х закаливали до получения твердости HRC
42…45, а стали 18Х2Н4МА — до HRC 58…63 после цементации по-
верхностного слоя. Наружный диаметр нижнего ролика составлял
115 мм, верхнего — 110 мм. Высота микронеровностей контактирую-
щих поверхностей после шлифования составила
Ra
= 1,6 мкм, а после
приработки уменьшалась до
Ra
= 0,4…0,2 мкм.
Выполненные эксперименты позволили построить номограмму
для определения толщины смазочного слоя с учетом положений кон-
тактно-гидродинамической теории смазки (рис. 1). В левом верхнем
квадранте на рисунке порядковыми цифрами
1–5
обозначены сма-
зочные масла, имеющие вязкостно-температурные характеристики,
приведенные на рис. 2.
Используя значение вязкости масла, полученное на основании
его вязкостно-температурной характеристики (см. рис. 2), а также
контактные параметры: суммарную скорость качения, максимальное
контактное напряжение по Герцу, приведенный радиус кривизны
контактирующих поверхностей, скорость скольжения — определяли
толщину смазочного слоя для испытанных сортов масел. Последова-
тельность решения показана на номограмме (см. рис. 1) штриховой
линией со стрелкой.
Необходимую толщину смазочного слоя в триботехнических
расчетах и соответствующий ей сорт масла определяют в зависимо-
сти от требуемого режима смазки. Этот режим оценивают важней-
шим параметром режима трения — λ, зависящим от соотношения
толщины смазочного слоя и количественных характеристик качества
обработки контактирующих поверхностей. По значению этого пара-
метра можно сделать вывод, каков режим трения в данных условиях.
Параметр определяют по зависимости [2]