Инженерный журнал: наука и инновации
# 12·2016 1
УДК 621.81 DOI 10.18698/2308-6033-2016-12-1564
К вопросу определения толщины смазочного слоя
при решении триботехнических задач
© Г.А. Тимофеев, С.И. Красавин
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Изучено изменение толщины масляного слоя в условиях тяжело нагруженного
контакта при моделировании работы зубчатого зацепления с помощью роликовой
аналогии. На базе экспериментов, выполненных на машине трения, построены но-
мограммы, позволяющие учесть положения контактно-гидродинамической тео-
рии смазки, а также суммарную скорость качения, максимальное контактное
напряжение по Герцу, приведенный радиус кривизны контактирующих поверхно-
стей и скорость их скольжения. Полученные номограммы позволяют сократить
затраты на проектирование и проведение натурных экспериментальных исследо-
ваний. Эту методологию в дальнейшем можно использовать при автоматизиро-
ванном проектировании зацеплений и узлов трения.
Ключевые слова:
надежность, долговечность, трансмиссия, зубчатые колеса, сма-
зочный материал, моделирование с помощью роликовой аналогии.
Основными причинами выхода из строя трансмиссий и их меха-
низмов управления являются износ рабочих поверхностей зубьев,
появление недопустимых зазоров, поломка зубьев. Для обеспечения
работоспособности зубчатых механизмов необходимо создание на по-
верхностях трения устойчивой масляной пленки, что достигается при-
менением различных смазочных материалов. Выбор смазочного ма-
териала обусловлен конкретными условиями работы, материалом
зубчатых колес и особенностями их химико-термической обработки.
Помимо этого для механизмов авиационной и космической техники
следует учитывать наличие агрессивных сред, вакуума и низких тем-
ператур. Важнейшим фактором, определяющим достоверность и эф-
фективность экспериментальных исследований, является полнота
учета многообразных кинематических и динамических процессов,
протекающих в трансмиссиях зубчатых механизмов в условиях ре-
альной эксплуатации. В работе изучено изменение толщины масля-
ного слоя в условиях тяжело нагруженного контакта при моделиро-
вании зубчатых зацеплений с помощью роликовой аналогии.
В зоне контакта, имитирующей эвольвентное зацепление зубча-
тых колес, образуется смазочный слой толщиной от долей микромет-
ра до нескольких микрометров. Толщина этого слоя влияет на изна-
шивание поверхностей деталей машин, их контактную прочность,
коэффициент трения и возможность возникновения заедания. Со-
гласно контактно-гидродинамической теории смазки, толщина мас-