Е.А. Евсеенко, Н.Н. Генералов
6
Инженерный журнал: наука и инновации
# 8·2016
Условие устойчивости (6) не выполняется. При заданной тол-
щине стенки бак потеряет устойчивость. Определим необходимую
толщину обечайки из условия сохранения устойчивости
экв1 хл1
1,1
;
σ = σ
гс1
1
1
хл
1
1
1,1
;
2
/ 2
δ
− −
=
δ
π δ
p d
N k E
d
d
(
)
гс1
1
1
хл
1,1
11,828 мм.
2
2
δ =
− −
=
π
p d
N d
d k E
Проверим выполнение условия устойчивости в сечении
2
(см.
рис. 1) бака горючего первой ступени:
8
экв2
2, 083·10
σ =
Па;
6
2
хл2 хл
5,151·10
/ 2
δ
σ =
=
k E
d
Па.
Условие устойчивости (6) не выполняется. При заданной тол-
щине стенки бак потеряет устойчивость. Необходимая толщина обе-
чайки из условия сохранения устойчивости
(
)
гс2
2
2
хл
1,1
9,543 мм.
2
2
δ =
− −
=
π
p d
N d
d k E
Полученные значения толщины стенок слишком велики, что сви-
детельствует о необходимости перехода к бакам стрингерной кон-
струкции (определенная из прочностного расчета толщина обечаек,
1
2
2,198 мм;
1, 431 мм).
δ =
δ =
Но для расчета массы топливного от-
сека будем использовать значения толщины обечаек, полученные из
расчета на устойчивость, полагая, что таким образом будет учтена
масса стрингеров.
Расчет толщины днищ топливных баков первой ступени.
Гид-
ростатическое давление бака на днище окислителя первой ступени
5
дн.окок 0
ц.бодн
(
) 1, 591·10 Па.
= ρ
( =
pg
lh
Напряжение, вызываемое гидростатическим давлением на днище
бака окислителя:
дн
дн.ок дн.окдн
,
2
σ
=
δ
R
σгде
дн
δ
— толщина стенки днища.
Расчетные напряжения:
р.дн.окз
дн.ок.
σ
= σ
f