Инженерный журнал: наука и инновации
# 8·2016 1
УДК 629.76/.78-027.31 DOI 10.18698/2308-6033-2016-08-1521
Определение оптимального расположения топливных
баков ракеты, спроектированной по схеме «тандем»,
из условия минимума стартовой массы
© Е.А. Евсеенко, Н.Н. Генералов
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Исследован выбор оптимального расположения топливных баков ракеты с точ-
ки зрения минимизации стартовой массы при сохранении ее устойчивости. Ос-
новное внимание уделено расчетам на прочность и устойчивость обечаек баков,
определению их толщины при двух вариантах компоновки баков: окислитель —
горючее, горючее — окислитель. Для этих вариантов рассчитана масса получае-
мой конструкции, проанализирована разбежка центра давления и центра масс.
Проведено сравнение значения весового коэффициента, получаемого на основе
прочностного расчета, со значением, принимаемым при проектировании на ос-
нове статистических данных. Предложено решение проблемы статической не-
устойчивости ракеты с помощью установки решетчатых стабилизаторов, ар-
гументирован выигрыш полученной конструкции в массовом отношении. Дока-
зана выгода расположения бака окислителя за баком горючего, что позволит
создавать более легкие ракеты и увеличить массу полезного груза без увеличения
массы изделия в целом.
Ключевые слова:
бак, весовой коэффициент, горючее, компоновка, напряжения,
окислитель, подъемная сила, прочность, разбежка центра давления и центра
масс, ракета-носитель, сжимающая сила, стабилизатор, стартовая масса, тол-
щина обечайки, топливный отсек, устойчивость.
Введение.
При проектировании ракет по схеме «тандем» тяже-
лый бак окислителя обычно располагают перед баком горючего. Та-
ким образом добиваются меньшей разбежки центра давления и цен-
тра масс, чем обеспечивается качественная работа автомата стабили-
зации. Однако нижний бак при этом оказывается сжатым осевыми
силами.
В качестве примера по методике, изложенной в [1–3], построим
эпюру осевой силы, действующей на стартовом столе на отсеки двух-
ступенчатой ракеты-носителя легкого класса, спроектированной мето-
дом дискретного элемента под разгонный блок «Бриз-КМ» массой
6475 кг для доставки полезного груза массой 3 т на круговую орбиту
высотой 200 км. Ракета представляется как система сосредоточенных
масс, соединенных невесомыми упругими связями различной длины.
Топливом для ступеней является кислород-керосин [4] (табл. 1).