Инженерный журнал: наука и инновации
# 7·2016 1
УДК 629.78 DOI 10.18698/2308-6033-2016-07-1509
Фундаментальные соотношения
как основа математической модели
объединенной двигательной установки МКС
© Д.В. Сысоев
ОАО «РКК Энергия им. С.П. Королева», г. Королев, Московская обл., 141362, Россия
Объединенная двигательная установка Международной космической станции
(ОДУ МКС) состоит из значительного числа элементов. Нарушения работоспо-
собности ОДУ могут быть критичными для жизнеспособности МКС. Для реше-
ния задачи моделирования и исследования процессов перераспределения жидко-
стей и газов между емкостями при работах с ОДУ предложена математическая
модель системы. Выполнены числовые расчеты для модельной системы, состоя-
щей из трех баков. В качестве модельной жидкости выбрана вода, в качестве газа
вытеснения — молекулярный азот. Задавали начальные давления газа наддува и
объемы жидкости во всех баках. Цель расчета — верификация соотношений мо-
дели. Результаты расчета показали адекватность и непротиворечивость приня-
той модели. Направления процессов соответствуют представлениям о закономер-
ностях изменения состояния рассматриваемой системы. Полученные соотношения
могут быть использованы при разработке математической модели пневмогидроси-
стем ОДУ, позволяющей прогнозировать и анализировать процессы при работах по
управлению ОДУ.
Ключевые слова:
объединенная двигательная установка, пневмогидравлическая
система, моделирование перераспределения жидкостей, математическая модель,
анализ работы системы.
Объединенная двигательная установка Международной космиче-
ской станции (ОДУ МКС) как пневмогидравлическая система пред-
ставляет собой комплекс, состоящий из большого числа баков, маги-
стралей, компрессоров, арматуры и жидкостных ракетных двигате-
лей, различным образом соединенных между собой. Баки имеют
сложную конструкцию с разделением жидкостной и газовой поло-
стей сильфоном. Нарушения работоспособности ОДУ могут быть
критичными для жизнеспособности МКС. Даже при невысоких пере-
падах давлений на элементы конструкции баков действуют значи-
тельные силовые нагрузки. Аварии, вызванные неверным прогнози-
рованием направления движения компонентов, могут иметь ката-
строфические последствия. В связи с чем задача моделирования и
исследования процессов перераспределения жидкостей и газов меж-
ду емкостями при планировании и выполнении полетных операций с
системой ОДУ является актуальной. Для решения этой задачи на
первом этапе предложена математическая модель системы.