Table of Contents Table of Contents
Previous Page  4 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 10 Next Page
Page Background

А.В. Донсков, Н.В. Мишурова

4

Инженерный журнал: наука и инновации

# 4·2016

Лингвистическую переменную можно представить в виде множе-

ства λ (

N

,

Т

,

X

,

G

,

М

), в котором

N

— имя выбранной переменной;

Т

— терм-множество

N

, т. е. совокупность ее лингвистических значе-

ний;

X

— универсальное множество с базовой переменной

х

;

G

синтаксическое правило, которое может быть задано в форме бескон-

текстной грамматики, порождающей термы-множества

Т

;

М

— се-

мантическое правило, которое каждому лингвистическому значению

t

ставит в соответствие его смысл, причем

М

(

t

) обозначает нечеткое

подмножество множества

X

[11].

Язык можно рассматривать как соответствие между множеством

терминов

Т

и областью рассуждения

X

. Это соответствие характери-

зуется нечетким называющим отношением

N

из

Т

в

X

, которое связыва-

ет с каждым термином

t

в

Т

и каждым элементом

х

в

X

степень µ(

t

,

x

)

применимости

t

к

х

.

Для фиксированного

t

функция принадлежности µ(

t

,

x

) определяет

нечеткое подмножество

М

(

t

) из множества

X

, которое является смыслом

или значением. Таким образом, значение термина

t

есть нечеткое под-

множество

М

(

t

) из множества

X

, для которого

t

служит символом.

Термин может быть элементарным, например

t

= высокое, или

составным, когда он является сочетанием элементарных терминов,

например,

t

= очень высокое.

Более сложные понятия могут характеризоваться составной

лингвистической переменной. Например, понятие

система

может

рассматриваться как название составной лингвистической перемен-

ной [12], компонентами которой служат лингвистические перемен-

ные

ресурс

,

узел

,

рабочее тело

и т. п., что относится к основным ха-

рактеристикам состояния пилотируемого КК.

Пример применения математической модели.

Рассмотрим при-

мер обнаружения возникновения нештатной ситуации на борту КК,

например, утечку теплоносителя во внутренний объем КК.

Представленный подход позволяет прогнозировать последствия

аварийной ситуации, связанной с утечкой теплоносителя, при отсут-

ствии точных данных, которые получены в течение сеанса связи.

Но небольшая длительность сеансов связи не дает точного пони-

мания динамики изменения параметров и возникает неопределен-

ность. Для анализа параметров, вышедших за пределы штатных зна-

чений, в качестве переменных предлагается использовать общепри-

нятую лингвистическую пятибалльную шкалу. Взаимосвязь между

предложенной шкалой и определением влияющих факторов в каче-

стве лингвистических переменных предложено оценить, как функци-

ональную зависимость:

1 2

( , ,..., )

i

j

R f x x x

=

, где

i

R

— возможные по-

следствия нештатной ситуации;

1

j

X X

— соответствующий набор

факторов, влияющих на возникновение нештатной ситуации.