Table of Contents Table of Contents
Previous Page  1 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 1 / 10 Next Page
Page Background

Инженерный журнал: наука и инновации

# 4·2016 1

УДК 629.78 DOI 10.18698/2308-6033-2016-04-1486

Один из подходов к повышению надежности выполнения

динамических операций на примере транспортных

грузовых кораблей ТГК «Прогресс»

© А.В. Донсков

1

, Н.В. Мишурова

1,2

1

ОАО «РКК «Энергия», г. Королев, Московская обл., 141070, Россия

2

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Рассмотрена задача повышения надежности выполнения динамических операций

космическим кораблем на всех этапах его полета. Выявлена и обоснована необхо-

димость совершенствования методов контроля и анализа текущего состояния

космического корабля. Предложен новый подход к использованию методологиче-

ских инструментов для контроля текущего состояния космического корабля (про-

гнозирование и парирование) на случай возникновения аварийных ситуаций в ходе

полета в условиях ограниченного промежутка времени при недостаточности ин-

формации на примере схемы сближения и стыковки ТГК «Прогресс».

Ключевые слова:

управление полетом, космический корабль, ТГК «Прогресс», не-

четкие множества, лингвистические переменные, оперативный контроль.

Введение

.

В настоящее время совершенствуется баллистическая

составляющая методики управления полетом — переход с двухсу-

точной схемы сближения и стыковки (34 витка) космического ко-

рабля (КК) с российским сегментом Международной космической

станции (РС МКС) на четырехвитковую (так называемую быструю

схему). Это позволяет существенно сократить время его автономно-

го полета и тем самым ускорить процесс доставки экипажей и грузов

на борт РС МКС. Так как необходимо за короткий промежуток вре-

мени выполнить все требующиеся операции [1] для обеспечения

сближения и стыковки КК с РС МКС, то изменятся и усложнятся

следующие процессы:

планирование полета КК и МКС (сократится временна́я цикло-

грамма подготовки командно-программной информации для сеансов

связи, появится неопределенность циклограммы проведения второго

маневра и т. д.);

контроль состояния работы бортовых систем КК (появится вы-

сокая интенсивность обмена командно-программной информации

при отсутствии виткового резервирования, ограничится время для

контроля записанных в ЦВМ управляющих воздействий и для опера-

тивного анализа ситуации в целом);