Инженерный журнал: наука и инновации
# 4·2016 1
УДК 629.78 DOI 10.18698/2308-6033-2016-04-1486
Один из подходов к повышению надежности выполнения
динамических операций на примере транспортных
грузовых кораблей ТГК «Прогресс»
© А.В. Донсков
1
, Н.В. Мишурова
1,2
1
ОАО «РКК «Энергия», г. Королев, Московская обл., 141070, Россия
2
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрена задача повышения надежности выполнения динамических операций
космическим кораблем на всех этапах его полета. Выявлена и обоснована необхо-
димость совершенствования методов контроля и анализа текущего состояния
космического корабля. Предложен новый подход к использованию методологиче-
ских инструментов для контроля текущего состояния космического корабля (про-
гнозирование и парирование) на случай возникновения аварийных ситуаций в ходе
полета в условиях ограниченного промежутка времени при недостаточности ин-
формации на примере схемы сближения и стыковки ТГК «Прогресс».
Ключевые слова:
управление полетом, космический корабль, ТГК «Прогресс», не-
четкие множества, лингвистические переменные, оперативный контроль.
Введение
.
В настоящее время совершенствуется баллистическая
составляющая методики управления полетом — переход с двухсу-
точной схемы сближения и стыковки (34 витка) космического ко-
рабля (КК) с российским сегментом Международной космической
станции (РС МКС) на четырехвитковую (так называемую быструю
схему). Это позволяет существенно сократить время его автономно-
го полета и тем самым ускорить процесс доставки экипажей и грузов
на борт РС МКС. Так как необходимо за короткий промежуток вре-
мени выполнить все требующиеся операции [1] для обеспечения
сближения и стыковки КК с РС МКС, то изменятся и усложнятся
следующие процессы:
•
планирование полета КК и МКС (сократится временна́я цикло-
грамма подготовки командно-программной информации для сеансов
связи, появится неопределенность циклограммы проведения второго
маневра и т. д.);
•
контроль состояния работы бортовых систем КК (появится вы-
сокая интенсивность обмена командно-программной информации
при отсутствии виткового резервирования, ограничится время для
контроля записанных в ЦВМ управляющих воздействий и для опера-
тивного анализа ситуации в целом);