Table of Contents Table of Contents
Previous Page  2 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 10 Next Page
Page Background

А.В. Донсков, Н.В. Мишурова

2

Инженерный журнал: наука и инновации

# 4·2016

зона радиовидимости для обеспечения сеансов связи по приему

телеметрии, выдачи управляющих воздействий, выполнения режима

радиоконтроля орбиты и т. д.

Таким образом, реализация «быстрой» схемы актуализирует кон-

троль состояния работы бортовых систем [2], так как в ограниченный

промежуток времени и в условиях недостаточности информации следу-

ет оперативно распознавать нештатные ситуации и принимать решения

по их парированию. Для принятия правильных решений по изменению

текущего состояния бортовых систем с помощью управляющих воздей-

ствий необходимо всестороннее оценить его и дать прогноз дальней-

шим изменениям с учетом выданных управляющих воздействий.

В настоящей статье представлено применение методологических

инструментов для контроля текущего состояния КК (прогнозирование и

парирование) на случай возникновения аварийных ситуаций в ходе по-

лета в условиях ограниченного промежутка времени при недостаточно-

сти информации [3, 4] на примере схемы сближения и стыковки КК.

Видоизменение схемы сближения и стыковки космического

корабля.

Программа сближения и стыковки КК представляет собой

набор полетных операций, которые выполняются в строгой последо-

вательности на определенных витках. Такой алгоритм реализации

полетных операций, в частности для двухсуточной схемы сближения

и стыковки, позволяет осуществить контроль их выполнения на те-

кущем витке в ходе сеанса связи и, если необходимо, повторить вы-

дачу управляющих воздействий. «Размеренность» двухсуточной схе-

мы обеспечивает достаточным количеством времени для контроля

общего состояния работы систем КК без динамических операций

(рисунок), что важно для безопасности экипажа [5], состояния КК в

целом, а также для выполнения плана полета.

Помимо перекомпоновки выполнения полетных операций на

определенных витках произошли изменения в алгоритмах выполне-

ния разворотов для построения необходимой ориентации и получе-

ния готовности системы ориентации. В «быстрой» схеме применяет-

ся алгоритм форсированного разворота перед третьим и четвертым

импульсами коррекции орбиты на втором и третьем витках. Несмот-

ря на то что алгоритм был отработан на наземных комплексах, в нем

были выявлены несоответствия в ходе реального полета ТПК «Союз

ТМА-12М», которые привели к переходу на двухсуточную схему

сближения и стыковки, так как было недостаточно времени для пол-

ного анализа причин некорректности алгоритма. При этом вероят-

ность проявления несоответствий была крайне малой.

Поэтому обеспечение методологическим инструментом специа-

листов по контролю и анализу текущего состояния КК и его оценки

позволит повысить уровень их подготовки и даст возможность опе-

ративно решать задачи по парированию нештатных ситуаций.