А.В. Донсков, Н.В. Мишурова
2
Инженерный журнал: наука и инновации
# 4·2016
•
зона радиовидимости для обеспечения сеансов связи по приему
телеметрии, выдачи управляющих воздействий, выполнения режима
радиоконтроля орбиты и т. д.
Таким образом, реализация «быстрой» схемы актуализирует кон-
троль состояния работы бортовых систем [2], так как в ограниченный
промежуток времени и в условиях недостаточности информации следу-
ет оперативно распознавать нештатные ситуации и принимать решения
по их парированию. Для принятия правильных решений по изменению
текущего состояния бортовых систем с помощью управляющих воздей-
ствий необходимо всестороннее оценить его и дать прогноз дальней-
шим изменениям с учетом выданных управляющих воздействий.
В настоящей статье представлено применение методологических
инструментов для контроля текущего состояния КК (прогнозирование и
парирование) на случай возникновения аварийных ситуаций в ходе по-
лета в условиях ограниченного промежутка времени при недостаточно-
сти информации [3, 4] на примере схемы сближения и стыковки КК.
Видоизменение схемы сближения и стыковки космического
корабля.
Программа сближения и стыковки КК представляет собой
набор полетных операций, которые выполняются в строгой последо-
вательности на определенных витках. Такой алгоритм реализации
полетных операций, в частности для двухсуточной схемы сближения
и стыковки, позволяет осуществить контроль их выполнения на те-
кущем витке в ходе сеанса связи и, если необходимо, повторить вы-
дачу управляющих воздействий. «Размеренность» двухсуточной схе-
мы обеспечивает достаточным количеством времени для контроля
общего состояния работы систем КК без динамических операций
(рисунок), что важно для безопасности экипажа [5], состояния КК в
целом, а также для выполнения плана полета.
Помимо перекомпоновки выполнения полетных операций на
определенных витках произошли изменения в алгоритмах выполне-
ния разворотов для построения необходимой ориентации и получе-
ния готовности системы ориентации. В «быстрой» схеме применяет-
ся алгоритм форсированного разворота перед третьим и четвертым
импульсами коррекции орбиты на втором и третьем витках. Несмот-
ря на то что алгоритм был отработан на наземных комплексах, в нем
были выявлены несоответствия в ходе реального полета ТПК «Союз
ТМА-12М», которые привели к переходу на двухсуточную схему
сближения и стыковки, так как было недостаточно времени для пол-
ного анализа причин некорректности алгоритма. При этом вероят-
ность проявления несоответствий была крайне малой.
Поэтому обеспечение методологическим инструментом специа-
листов по контролю и анализу текущего состояния КК и его оценки
позволит повысить уровень их подготовки и даст возможность опе-
ративно решать задачи по парированию нештатных ситуаций.