Previous Page  3 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 17 Next Page
Page Background

Исследование пространственных «обходных» перелетов на орбиту…

Инженерный журнал: наука и инновации

# 2

2016 3

Приближенный анализ биэллиптического перелета в системе

Земля

Луна в модели точечной сферы действия Луны, приведен-

ный в [2] показал, что при

r

а

> 4 млн км такой перелет экономичнее

прямого перелета по затратам характеристической скорости, если

увеличение

r

а

осуществляется с помощью гравитационного маневра у

Луны, и не требуются дополнительные затраты характеристической

скорости. Однако влияние возмущений от гравитационного поля

Солнца не позволяет практически реализовать данную схему в чистом

виде. Вместе с тем более точный анализ показывает, что возмущения от

гравитационного поля Солнца обеспечивают снижение энергетики

биэллептического перелета

они могут быть использованы для

увеличения радиуса перицентра орбиты

T

2

вместо импульса Δ

V

2

.

По данным [2], «обходные» траектории с использованием возму-

щений от гравитационного поля Солнца позволяют снизить затраты

характеристической скорости при полете к Луне, уменьшив тормозной

импульс. По сравнению с «прямой» схемой, изменение тормозного

импульса может составлять до 280 м/с. Время перелета ~130 сут. При

этом максимальное удаление от Земли ~1,5 млн км.

Для реализации данной траектории необходимо разогнать КА до

более высокой, чем при прямом перелете, скорости при отлете с Земли.

Для этого можно использовать гравитационный маневр у Луны.

Возможно также увеличение разгонного импульса у Земли прибли-

зительно на 100 м/с (следует отметить, что отлетный импульс может

быть выполнен с помощью кислородно-водородной ДУ с более

высоким, чем у ДУ на высококипящих компонентах топлива, удельным

импульсом).

Особенностью оптимальных траекторий полета КА к Луне в

системе Земля

Луна

Солнце является наличие временного захвата

КА гравитационным полем Луны. При подлете к Луне селеноцент-

рическая энергия при определенных условиях уменьшается за счет

возмущений от гравитационного поля Земли. Для захвата необходимо,

чтобы аппарат подлетал к сфере действия Луны с небольшой

скоростью, что, в свою очередь, может ограничивать наклонение

подлетной орбиты относительно плоскости геоцентрической орбиты

Луны. Этот угол между плоскостью орбиты Луны и плоскостью орбиты

перелета зависит от наклонения геоцентрической орбиты Луны,

наклонения начальной орбиты КА и взаимной ориентации линий узлов

этих орбит. Зависимость наклонения геоцентрической орбиты Луны от

времени представлена на рис. 2. Оно меняется от 18,18° до 28,36°. Так

как наклонение начальной орбиты КА составляет 51,7°, то начальное

наклонение орбиты КА относительно плоскости геоцентрической

орбиты Луны может быть от 23,31° до 80,03°.