Previous Page  9 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 17 Next Page
Page Background

Исследование пространственных «обходных» перелетов на орбиту…

Инженерный журнал: наука и инновации

# 2

2016 9

Для проведения сравнительной оценки массовой эффективности

прямого и обходного перелетов на ОИСЛ необходимо определить

затраты характеристической скорости на прямой перелет.

3. Задача пролета на заданном расстоянии от Луны с заданным

наклонением селеноцентрической траектории. Краевая задача решается

с помощью вариации даты старта на низкую опорную орбиту и

продолжительности пассивного участка траектории перед разгоном к

Луне. При обеспечении пролета периселения в заданный момент

времени варьируется также значение импульса скорости, обеспечи-

вающего переход на отлетную траекторию.

Для того чтобы обеспечить сходимость краевой задачи, при ее

решении последовательно используют три набора выходных

параметров:

— склонение и прямое восхождение. Задача решается до тех пор,

пока разности угловых координат Луны и КА не окажутся в преде-

лах 0,1°;

— компоненты проекции вектора прицельной дальности на

картинную плоскость и время прохождения периселения. Так как

орбита назначения

полярная, то компонента проекции вектора

прицельной дальности на ось, сонаправленную с осью

Y

селено-

центрической экваториальной СК, примем равной 5000 км. Другую

компоненту примем равной нулю;

— наклонение и высота в селеноцентрической экваториальной СК,

время прохождения периселения (расстояние = 100 км, наклоне-

ние = 90°).

4. Задача определения параметров АУТ, обеспечивающего переход

на ОИСЛ высотой 100 км

.

В качестве управляющих параметров для

решения данной задачи выбрано значение импульса скорости и высота

начала АУТ. В качестве выходного параметра выбран эксцентриситет.

Чтобы обеспечить более высокую точность при условии минимизации

затрат характеристической скорости, необходимо менять высоту

периселения в предыдущей задаче.

В результате расчетов была получена траектория перелета на ОИСЛ

с датой старта 14 сентября 2024 г. и продолжительностью перелета

3,5 сут. Общие затраты характеристической скорости на импульсные

маневры составили 4046 м/с.

Основные результаты расчетов обходных перелетов на ОИСЛ

для схемы без гравитационного маневра

.

Для рассмотренных

стартовых временных координат было установлено, что изменение

наклонения орбиты до приемлемых для захвата значений возможно без

использования гравитационного маневра у Луны за счет возмущений от

гравитационного поля Солнца. При этом отлетный импульс несколько

увеличивается по сравнению с прямым перелетом

.