Previous Page  2 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 17 Next Page
Page Background

А.Д. Бычков

2

Инженерный журнал: наука и инновации

# 2

2016

вопрос: возможна ли реализация «обходных» траекторий перелета к

Луне при старте с территории Российской Федерации. Исследованию

данного вопроса и посвящена эта работа.

Общая характеристика «обходных» перелетов к Луне.

Рассмотрим «прямую» схему перелета к Луне с большой тягой,

которую использовали в пилотируемой программе Apollo и для

доставки к Луне различных автоматических КА, а также планировали к

использованию в программах Н1-Л3 и Constellation.

Оптимальный прямой перелет будет соответствовать гомановскому

касательному перелету с околоземной круговой орбиты на орбиту Луны

при учете ее эллиптичности

в ее апогей. При этом второй импульс

перехода Δ

V

2

будет играть роль скорости на бесконечности (

V

= –Δ

V

2

)

для гиперболической орбиты селеноцентрического движения КА.

Один из пионеров российской космонавтики, А.А. Штернфельд

доказал, что при достаточно большом отношении радиусов начальной и

конечной круговой орбиты «классический» гомановский перелет по

касательному эллипсу может уступать в энергетике так называемому

биэллиптическому перелету (рис. 1). В этом случае используются две

эллиптические орбиты: сначала КА отлетает с начальной орбиты

T

0

по

первой переходной орите

T

1

на расстояние

r

а

, большее, чем радиусы

обеих исходных орбит, затем после выдачи импульса Δ

V

2

летит по

второй орбите

T

2

к конечной орбите

T

f

. Штернфельд назвал такие

перелеты «обходными».

Рис. 1.

Трехимпульсный биэллиптический перелет

между круговыми орбитами