Принципы построения композиционного единства в конструкциях…
Инженерный журнал: наука и инновации
# 1
2016
1
УДК 658.512.2
Принципы построения композиционного единства
в конструкциях новых машиностроительных изделий
с использованием золотой пропорции
© К.Б. Даниленко
МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Исследованы общие принципы композиционного единства предметов техники
и изделий машиностроения. Единый эстетический план построения объекта и его
объемно-пространственная структура рассмотрены как важные свойства новых
деталей, узлов и конструкций в целом. Введены критерии эстетической оценки из-
делий с точки зрения повышения их конкурентоспособности, эргономичности
и внешней привлекательности. Сформулированы условия эстетической подготов-
ки современного инженера, включающие в себя общий уровень культуры, чувство
прекрасного, понимание гармонии, пропорциональности и эстетического совер-
шенства создаваемых деталей. Подчеркнута роль органичного композиционного
единства изделия с внешним миром, функциональных связей с окружающими де-
талями и конструкциями. Проанализированы объективные препятствия к до-
стижению поставленных целей. На примере так называемой золотой пропорции
предпринята попытка рассмотреть базовые аспекты эстетической стороны
технических изделий, особенно их композиционного единства.
Ключевые слова
:
золотая пропорция, композиция, техническая эстетика, эстети-
ческое совершенство, функциональные связи, пропорциональность, равновесие,
единство, красота.
Постоянная конкуренция среди производителей машинострои-
тельных конструкций, машин, технических устройств, приборов
и инструментов обусловливает не только повышение их эффективно-
сти, безопасности и эргономичности, но и способствует формирова-
нию эстетической составляющей, гармоничности и органичного ком-
позиционного единства изделия с окружающим миром с учетом
социальных аспектов. Для создания таких изделий инженер должен
обладать не только высоким техническим уровнем, знать точные
науки, уметь искать, собирать и анализировать информацию, быть
компетентным в сфере своей деятельности, но и характеризоваться
гуманитарным развитием с точки зрения современного общекуль-
турного уровня, иметь чувство гармонии, художественный вкус и ху-
дожественную интуицию. К сожалению, в настоящее время уровень
подготовки технических специалистов по этим направлениям невы-
сок, и развитию гуманитарных способностей инженеров уделяется
мало внимания.
Термин
композиция
чаще всего употребляется при обсуждении
предметов гуманитарной направленности. Вместе с тем наряду с во-
просами технической эстетики проблемы композиции предметов