Previous Page  2 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 7 Next Page
Page Background

Д.М. Мельников, И.Н. Шиганов

2

ских частиц, воды и т. п. [3]. В результате загрязнения повышается

износ сопряженных деталей, увеличивается нагарообразование, нару-

шается температурный режим [4]. Более того, увеличивается токсич-

ность выбросов, что недопустимо в условиях постоянной борьбы за

чистоту работы ДВС. Поэтому часто требуется внеочередная замена

отработанного масла, хотя точно установить степень его отработки

в процессе эксплуатации двигателя затруднительно. Требуются специ-

альное оборудование и время для проведения исследования. К тому же

методы контроля качества, особенно экспресс-методы (доступные

в полевых условиях), не позволяют определять весь комплекс показа-

телей (наличие механических примесей, воды, воздуха, нагара),

а только один или два из них.

Метод лазерного фазового анализа.

Существует экспресс-метод

анализа жидких нефтепродуктов [1], в том числе нефтяных топлив

и масел, позволяющий определять набор показателей вещества в ав-

тономных условиях без использования дорогостоящего оборудования

и длительных исследований и без специальных требований к подго-

товке оператора. При этом некоторые приемы, реализованные в ме-

тоде лазерного фазового анализа, показали беспрецедентную для

своего класса точность — на уровне требований Госстандарта. Срав-

нение этого метода с традиционными способами анализа нефтяных

топлив и масел приводится в работе [1].

Цель статьи — адаптация для контроля загрязнения нефтяных

масел методики определения концентрации вещества, которая была

описана в работе [1] для оценки концентрации воды в дизельных

топливах. В данной работе исследовался принцип интегральной

оценки концентрации загрязнений, без разделения на отдельные ви-

ды загрязнений.

Исследуемый материал.

Материалом для исследования выбрано

масло АМГ-10 — типовое масло для использования в приводах стро-

ительной техники. Кроме систем ДВС, «опасным» элементом строи-

тельной техники является еще и жидкостная система гидропривода,

которая также подвергается загрязнению.

На пути от завода-изготовителя до потребителя в рабочие жидко-

сти (масла) попадают пыль из воздуха, продукты износа перекачива-

ющих средств и коррозии трубопроводов и резервуаров [5]. Исследо-

вания проб рабочей технологической жидкости из гидросистем

различных строительных машин показали, что загрязненность масел

в среднем по предприятиям превышает допустимые нормы в 10–30 раз.

При этом изучение процесса эксплуатации строительных и дорожных

машин на предприятиях г. Усть-Каменогорска показало, что 30…52 %

отказов строительных машин связаны с состоянием гидроприводов

[5]. Главной причиной такой ситуации является некачественная