Повышение эффективности работы двигателей внутреннего сгорания…
1
УДК 62-791.2
Повышение эффективности работы двигателей
внутреннего сгорания путем мониторинга
состояния рабочих технологических жидкостей
© Д.М. Мельников, И.Н. Шиганов
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Разработан метод определения концентрации механических примесей в гидравличе-
ском масле АМГ-10, выбранном в качестве модельной среды. Метод можно исполь-
зовать для концентраций примесей 0,5…10,0 мг/дм
3
с точностью не более 5 %.
Ключевые слова:
лазер, эффективность, масла, загрязнения.
Введение.
В настоящее время актуальной задачей является по-
вышение эффективности работы двигателей гражданской и военной
техники. Загрязнение рабочего смазочного материала приводит
к снижению КПД двигателей, что создает определенные проблемы
при их эксплуатации. Источниками загрязнений служат механиче-
ские примеси, пыль, нагар, вода и др.
Ранее в работе [1] был предложен метод экспресс-контроля качества
нефтепродуктов, заключающийся в считывании лазерного излучения,
отраженного от поверхности вещества в процессе его застывания. Ме-
тод отличался информативностью и универсальностью, на его основе
можно было определить набор качественных параметров вещества.
Перед разработчиками двигателей современной гражданской
и военной техники всегда стоит задача достижения оптимальных по-
казателей с точки зрения энергетической эффективности работы дви-
гателей. Улучшение показателей двигателей внутреннего сгорания
(ДВС) может быть достигнуто различными способами, одним из ко-
торых является совершенствование смазочных материалов. Однако
загрязнение, обводнение, несвоевременная замена масел сводят на
нет все усилия ученых так же, как и производство изначально нека-
чественных продуктов.
Снижение мощности двигателей только по причине износа, отра-
ботки смазочного материала и подобных процессов может достигать
30 % [2], и это сегодня является серьезной проблемой. Речь идет не
только о повышении расходов на топливо и обслуживание двигате-
лей, но и о снижении конкурентоспособности техники, что создает
проблему уже в масштабах всей страны.
Серьезнейшей причиной снижения КПД двигателей внутреннего
сгорания является загрязнение рабочего смазочного материала вслед-
ствие образования нагара, попадания в двигатель пыли, механиче-