Ю.В. Пешти, И.С. Ткачев
2
ения. Например, в качестве привода льдогенератора, искробезопасных
поворотных механизмов заслонок трубопроводов, системах автомати-
ческого поддержания давления и системах кондиционирования воздуха.
Перспективным также является использование нового типа привода в
качестве демпфирующего устройства с основной несущей частотой, от-
личной от вибрационных частот авиационных средств.
Новый тип привода также находит широкое применение в смеси-
тельных устройствах химического производства и в технологических
процессах разработки основных агрегатов систем жизнеобеспечения
бортовых средств: например, в качестве вибростенда для уплотнения в
патронах хемосорбентов и силикагелей для осушителей бортового ра-
диоэлектронного оборудования, а также в технологических системах,
имеющих развитую пневматическую сеть.
В литературе отсутствуют данные по разработке привода на осно-
ве автоколебательных газостатических устройств [2–4].
Впервые эффект кручения вала с постоянной частотой и вращени-
ем был запатентован в МГТУ им. Н.Э. Баумана [5].
Цель работы — разработка нового типа привода, основанного на
использовании эффекта «предельного пневмомолота» в радиальном
газостатическом подшипнике.
Для создания нового привода в настоящей работе решены следу-
ющие задачи: создание стенда для исследования нового типа привода
и проведение первых испытаний. Разработанный стенд обеспечивает
гибкость регулировки как параметров газа, так и конструктивных па-
раметров подшипника.
Все расчеты впервые выполнены при переменном коэффициенте
расхода, который учитывает изменение зазора в режиме предельного
пневмомолота [6, 7].
Все результаты расчетных параметров газа впервые получены в
трехмерном графическом виде.
В процессе испытаний газостатический подшипник помещался в
бронекамеру. По результатам испытаний нового привода впервые
были получены фазовые диаграммы автоколебательного процесса,
характерные для «пневмомолота» и «предельного пневмомолота».
Были определены виды уравнений фазовых диаграмм. Также уста-
новлено, что наступление режима «пневмомолота» соответствует
мягкому самовозбуждению, в то время как режим «предельного
пневмомолота» обычно наступает при жестком самовозбуждении,
условием возникновения которого может быть увеличение давления
наддува или запирание дросселей.
В процессе испытаний были определены следующие характерные
особенности работы нового привода: