1
УДК 621.6.02:621.89-590-82
Результаты исследовательских испытаний нового типа
привода, основанного на использовании эффекта
«предельного пневмомолота» в радиальном
газостатическом подшипнике
© Ю.В. Пешти, И.С. Ткачев
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрена возможность создания привода, основанного на использовании эф-
фекта «предельного пневмомолота» в радиальном газостатическом подшипнике.
Обобщены условия возникновения эффекта «предельного пневмомолота». Состав-
лены рекомендации по применению привода в системах кондиционирования воздуха
современных авиационных летательных аппаратов, холодильной технике. Показа-
ны перспективы применения привода в качестве поворотного механизма искробез-
опасного запорного вентиля. В трехмерном отображении получены результаты
первых теоретических исследований газостатического подшипника, работающего
в режиме «предельного пневмомолота». Впервые представлен стенд для исследо-
вания рабочих характеристик привода, а также приведены первые результаты,
на основании которых определены характерные особенности появления режима
«предельного пневмомолота»; найдены уравнения и структура фазовой диаграм-
мы, соответствующие режимам «пневмомолота» и «предельного пневмомолота»;
установлены основные условия возникновения режима «предельного пневмомолота».
Также впервые уточнена зависимость, которая приводит к возникновению эффекта
«предельного пневмомолота». Определены основные конструктивные и эксплуатаци-
онные требования к разрабатываемому приводу. Проанализированы полученные
результаты и предложены дальнейшие этапы разработки и облик нового привода.
Ключевые слова:
предельный пневмомолот, газостатический подшипник, привод,
система кондиционирования воздуха, авиация.
При определенных сочетаниях геометрических размеров газоста-
тического радиального подшипника с покоящимся валом и параметров
наддуваемого в рабочий зазор подшипника газа возникают самовоз-
буждающиеся колебания вала. Это явление динамической неустойчи-
вости первоначально невращающегося вала получило название «пнев-
момолот» [1]. При случайном сближении цапфы вала со стенкой вкла-
дыша подшипника происходит их соприкосновение, приводящее к
возникновения эффекта «предельного пневмомолота».
Работа газостатического подшипника в режиме «предельного пнев-
момолота» характеризуется определенным крутящим моментом на ва-
лу и постоянной частотой вращения вала со скоростью 2…5 об/мин, что
создает предпосылку для создания привода на основе этого эффекта,
который мог бы найти применение в различных областях машиностро-