Особенности технологии изготовления турбинных лопаток с пористым охлаждением
3
Относительный расход газа-охладителя определяли по формуле
охл г
/ ,
G G G
где
охл
G
— расход газа, используемого для охлаждения лопатки;
г
G
— полный расход газа.
Оценка интенсивности теплообмена безразмерной величиной
удобна при сравнении различных схем теплозащиты ТЛ. Относительная
величина охлаждения позволяет определять температуру рассматрива-
емого участка лопатки для заданного режима работы турбины. Чем вы-
ше значение
, тем меньше температура ТЛ отличается от температуры
охладителя, следовательно, тем лучше теплозащита.
Сравнение эффективности конвективной, конвективно-загради-
тельной и пористой схем охлаждения ТЛ, выполненное в ОИВТ РАН
[1], показало, что наибольшее значение коэффициента
при заданном
относительном расходе охладителя достигается для пористых поверх-
ностей, охлаждаемых перегретым водяным паром (
Т
~ 350 ºС). Одним
из препятствий использования пористого охлаждения является необхо-
димость предохранения пор от засорения частицами, содержащимися в
продуктах сгорания, и от уменьшения их размеров в результате окисле-
ния при высоких температурах. Однако в ПГУ, где в качестве охладите-
ля применен перегретый водяной пар, а пористая оболочка изготовлена
из жаростойкой стали или нихрома с размером пор около 100 мкм, в
значительной степени устраняется опасность резкого снижения прони-
каемости и перегрева пористой оболочки.
Анализ известных конструкций лопаток с пористым охлаждени-
ем позволил установить, что наиболее технологичной является ТЛ,
состоящая из оребренного многоканального корпуса (стержня), кото-
рый воспринимает динамические нагрузки и обеспечивает подвод
охлаждающего газа к поверхности. При этом пористая оболочка мо-
жет быть закреплена по всей поверхности или в наиболее тепло-
нагруженном участке на передней кромке лопатки.
Технологические процессы изготовления проницаемых эле-
ментов турбинных лопаток
. Технологический процесс изготовле-
ния ТЛ с пористым охлаждением включает следующие этапы: созда-
ние листового пористого материала с заданным комплексом свойств,
гибка оболочки по профилю ТЛ и соединение (сваркой или пайкой)
оболочки с корпусом из сплава на никелевой основе, изготовленным
литьем по выплавляемым моделям.
В современном машиностроении нашли применение металличе-
ские пористые материалы, которые отличаются значительным разно-
образием типов структурообразующих элементов и технологических
процессов их изготовления. Основные виды пористых материалов и
способы их изготовления приведены в таблице.