1
УДК 621.77.04:627.851
Особенности технологии изготовления турбинных
лопаток с пористым охлаждением
*
© А.Ф. Третьяков
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Система проникающего охлаждения передней кромки турбинной лопатки обеспе-
чивает выход охлаждающего газа на поверхность и способствует повышению
теплозащиты. Для реализации способа охлаждения турбинных лопаток необхо-
димо разработать такие технологические процессы, как изготовление листового
пористого материала с требуемыми свойствами, листовая штамповка и консоли-
дация оболочки с корпусом лопатки. Представлены результаты инженерно-
технических разработок и экспериментальных исследований возможности примене-
ния пористого сетчатого материала в системе охлаждения турбинных лопаток
высокотемпературных парогазовых установок перегретым водяным паром. Разрабо-
таны технологические процессы изготовления горячей прокаткой в вакууме листово-
го пористого сетчатого материала из стали 12Х18Н10Т с переменной прони-
цаемостью, процессы гибки при формообразовании оболочки по профилю передней
кромки турбинной лопатки и высокотемпературной пайки оболочки с корпусом
лопатки. Полученные результаты механических и тепловых испытаний показали,
что предложенные технологии изготовления турбинных лопаток с пористым
охлаждением обеспечивают их работоспособность и исключают возможность
проникновения горячего газа через пористую оболочку во внутреннюю полость
лопатки.
Ключевые слова:
парогазовая турбина, лопатка, пористое охлаждение, пар, по-
ристый сетчатый материал, прокатка, гибка, пайка.
Введение.
Перспективы развития электроэнергетики вызывают
интерес к схемам парогазовых установок (ПГУ) с впрыском пара в
камеру сгорания газовой турбины. Часть пара, генерируемого в кот-
ле-утилизаторе для подачи в камеру сгорания, может быть использо-
вана для более эффективного охлаждения турбинных лопаток (ТЛ),
что позволит существенно повысить температуру рабочего тела на
входе в турбину.
Необходимость поиска новых эффективных способов охлажде-
ния лопаток газовых турбин возникла при создании нового поколения
ПГУ с впрыском пара и температурой в камере сгорания ~1600 °С.
Перегрев передней кромки лопатки, которая в процессе эксплуатации
воспринимает максимальные температурные нагрузки, может приве-
сти к ее разрушению и остановке турбины.
___________
*
В работе принимали участие В.К. Стратьев, А.Ф. Поляков, В.Н. Семенов