А.Ф. Третьяков
10
вой модели ТЛ. При этом все термопары показывают близкие значе-
ния. Такое выравнивание температуры является весьма важным по-
ложительным фактором, отражающим приближение защищаемой по-
верхности к изотермическим условиям. Кроме того, сопоставление
двух исследуемых вариантов пористого охлаждения оболочки ТЛ
показало, что предложенная в патенте [7] схема теплозащиты перед-
ней кромки при равных значениях θ обеспечивает снижение расхода
газа-охладителя в 2,5 раза.
Выводы.
1. На основании аналитических и экспериментальных
исследований установлено, что для тепловой защиты лопаток парога-
зовой турбины, обтекаемых высокотемпературными газовыми пото-
ками, эффективным является способ, при котором оболочка передней
кромки изготовлена из ПСМ с непроницаемым в зоне критической
линии участком, обдуваемым охладителем. Проницаемая часть
передней кромки охлаждается транспирационно и посредством кон-
вективно-кондуктивного теплоотвода. Такое техническое решение
позволяет, с одной стороны, добиться высокой эффективности тепло-
защиты передней части ТЛ, а с другой — понизить требования к ин-
тенсивности конвективного охлаждения по внутренней полости ло-
патки за счет образования на непроницаемой ее поверхности тепло-
защитного слоя.
2. Для реализации запатентованного способа охлаждения перед-
ней кромки ТЛ предложены новые технические решения, которые
позволили разработать технологические процессы изготовления
опытного образца лопатки, включающие создание ПСМ из стали
12Х18Н10Т с переменной проницаемостью, размером пор, равным
100 мкм, и пределом прочности
в
= 105 МПа, гибку оболочки по
профилю передней кромки радиусом 2 мм и высокотемпературную
пайку оболочки с корпусом в вакуумной печи при температуре
1020…1050 ºС электролитическим нанесением припоя на соединяе-
мые поверхности.
3. Результаты тепловых испытаний изготовленных моделей ТЛ
показали, что предложенный способ теплозащиты более эффекти-
вен, чем ранее разработанная схема транспирационного пористого
охлаждения по всей поверхности лопатки. Так, при одинаковых зна-
чениях θ расход охлаждающего газа уменьшается в 2,5 раза. Кроме
того, установлено, что ТЛ обладает недостаточно высоким значением
относительной величины охлаждения (θ = 0,4 при относительном
расходе пара
G
= 2 %), поскольку для изготовления лопатки исполь-
зован корпус авиационной ТЛ с конвекционной схемой охлаждения.
Дальнейшее совершенствование тепловой защиты лопаток ПГУ с по-
ристым охлаждением передней кромки должно быть направлено на
доработку конструкции корпуса с учетом условий работы ТЛ и тех-
нологии ее изготовления.