Оценка работоспособности металлоконструкций ГПМ при наличии усталостных трещин - page 4

В.А. Подгорбунский, Н.А. Орехов, В.И. Сероштан
4
щины в элементе и известном значении коэффициента концентрации
напряжений
K
трещина не будет развиваться при условии, если
напряжение в элементе по направлению развития трещин и за преде-
лами области концентрации (точка
А
′ на рис. 2) не превышает
A
(по оси
д
),
О
а деформация —
тс
.
Область концентрации напряже-
ний вблизи вершины трещины при-
ближенно определяется размером
D
(рис. 3). Для тонких листов (условие
плоского напряженного состояния)
2
т
0,16
,
D k
для толстых листов (условие плоской
деформации) [2, 4, 5]
2
т
0,5
.
D k
Исходя из изложенного выше
предлагается следующая методика
определения работоспособности ме-
таллоконструкций мостового крана при наличии усталостных тре-
щин.
1. При обнаружении трещины кран выводят из рабочей зоны и
останавливают.
2. По всей длине трещины сни-
мают слой краски до металлического
блеска на ширину не менее 20 мм с
каждой стороны. Около вершины
трещины слой краски снимают в пре-
делах размеров, указанных на рис. 4.
3. С помощью тензометрии или
иными
средствами
определяют
напряжение (см. рис. 4, датчики Д
1
и
Д
2
) на расстоянии не менее 70 мм от
вершины. Датчики должны быть рас-
положены перпендикулярно линии
развития трещины. При возможности
следует использовать датчики в виде
розеток для определения направления главных напряжений.
4. В неблагоприятном положении тележки с грузом 1,25 от номи-
нальной грузоподъемности крана определяют напряжения
п
(дат-
чик Д
1
) и
д
(датчик Д
2
). Затем рассчитывают максимальный изги-
бающий момент в данном сечении.
Рис. 3.
Схема предполагаемого
развития трещины (
Аy
— на-
правление развития трещины)
Рис. 4.
Схема определения напря-
жений в окрестности трещины
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11,12,13
Powered by FlippingBook