Анализ внедрения инструментов бережливого производства…
5
Программа TPM охватывает действия в пяти основных сферах:
1) предотвращение больших потерь благодаря работе в мно-
гофункциональных рабочих группах − Focused Improvement;
2) формальное вовлечение производственных рабочих в помощь
при обслуживании оборудования − Autonomous Maintenance;
3) создание системы плановых технических осмотров, ухода и
превентивных действий − Planned Maintenance;
4) развитие профессиональных знаний и навыков операторов и
персонала отдела технического обслуживания;
5) создание системы, обеспечивающей проектирование, закупки,
производство оборудования, простого и удобного в обслуживании и
уходе, − Early Equipment Management.
Прогресс в TPM измеряется, прежде всего, при помощи вычисле-
ния OEE (Overall Equipment Effectiveness, общая эффективность обо-
рудования) − показателя, охватывающего эффективность работы,
безаварийность оборудования и качество производственного процес-
са. Часто используемые показатели охватывают также время неза-
планированных и запланированных простоев оборудования, среднее
время между появлением аварии оборудования (MTBF) и скоростью
реакции на появление аварии (MTTR).
Перечисленные инструменты имеют особую актуальность для
отечественных предприятий, разрабатывающих и внедряющих си-
стемы менеджмента качества (СМК) [5]. За более чем 20 лет рыноч-
ных преобразований российскими предприятиями в этом направле-
нии проделана существенная работа.
Набирая популярность в мире, концепция бережливого производ-
ства является востребованной в крупных отечественных компаниях.
В их число входят ОАО «КамАЗ», ОК «Российский алюминий», Агро-
Холдинг «Кубань», ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», «Сибур
Холдинг», ОАО «Северсталь», ОАО «Российские железные дороги»
и др.
Инструменты и принципы системы применимы не только к про-
мышленным предприятиям, но могут найти отражение в любой обла-
сти деятельности. Один из заметных примеров — российский ком-
мерческий банк «Сбербанк России». C 2008 г. в банке реализовыва-
ется Производственная система Сбербанка (ПСС), которая играет
важную роль в стратегии развития компании. Она развернута, по ин-
формации самого банка, для роста удовлетворенности клиентов, по-
вышения эффективности работы, повышения мотивации и роста удо-
влетворенности персонала. ПСС в своей основе имеет принципы бе-
режливого производства [6].
Важной задачей начального этапа внедрения системы бережливо-
го производства является определение приоритетных инструментов,
обеспечивающих преимущества для конкретного предприятия. Для
решения этой задачи целесообразно провести анализ влияния основ-