Расчет нагрузок на несущую систему большегрузного автомобиля-самосвала
7
и узлов их крепления на конечной стадии подъема платформы, как
правило, используется режим торможения.
Проверку достоверности полученных результатов проводили пу-
тем сравнительного анализа напряженно-деформированного состоя-
ния рамы реального самосвала. Для этого использовали данные
натурных тензометрических испытаний карьерного самосвала БелАЗ,
когда груженый автомобиль наезжал на неровности высотой 230 мм
диагонально расположенными колесами. Аналогичное испытание
проводили на моделях, разработанных с помощью компьютерного
моделирования. Полученные в результате моделирования нагрузки
использовали для расчета рамы с применением МКЭ.
Установлено, что стержневая КЭМ адекватно описывает общий
характер нагружения рамы. Хорошее совпадение с экспериментом
(по напряжениям до 20 %) наблюдалось вне зоны узлов. При модели-
ровании рамы сеткой пластинчатых конечных элементов результаты
расчетов отличались от эксперимента уже на 15 %.
Таким образом, предложенная модель и методика расчета нагру-
зок дают возможность получить достоверные результаты и позволя-
ют уже на ранней стадии проектирования проводить многовариант-
ные расчеты несущей системы автомобиля для выбора оптимального
конструктивного решения. При таком подходе существенно сокра-
щаются сроки доводки конструкции и затраты на создание опытных
образцов машин и проведение их дорогостоящих испытаний.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Мариев П.Л., Кулешов А.А., Егоров А.Н., Зырянов И.В.
Карьерный авто-
транспорт стран СНГ в XXI веке
. Санкт-Петербург, Наука, 2006, 387 с.
[2]
Яценко Н.Н.
Форсированные полигонные испытания грузовых автомоби-
лей
. Москва, Машиностроение, 1984, 328 с.
[3]
Зенкевич О.
Метод конечных элементов в технике
. Москва, Мир, 1975, 539 с.
[4]
Барышников Ю.Н., Григолюк Э.И., Сухомлинов Л.Г. Повышение долго-
вечности несущих систем автомобилей-самосвалов особо большой гру-
зоподъемности.
Автомобильная промышленность
, 1986, № 8, с. 15–16.
[5]
Барышников Ю.Н. Проблемы создания математических моделей для
расчета несущих систем карьерных самосвалов.
Вестник Нижегородско-
го университета им. Н.И. Лобачевского
, 2011, № 4, ч. 2, с. 54–56.
[6]
Мелик-Саркисьянц А.С., ред.
Автомобили-самосвалы
. Москва, Машино-
строение, 1987, 216 с.
Барышников Юрий Николаевич
— канд. техн. наук, доцент кафедры теоре-
тической механики МГТУ им. Н.Э. Баумана. е-mail:
,
Статья поступила в редакцию 05.02.2014
Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом:
Барышников Ю.Н. Расчет нагрузок на несущую систему большегрузного ав-
томобиля-самосвала.
Инженерный журнал: наука и инновации
,
2014, вып. 1. URL: