В.В. Зеленцов, А.С. Свиридов, Л.А. Шаповалов
2
Начальный этап формирования облика авиационного сегмента
системы ДЗЗ связан с необходимостью синтезирования технического
облика летательного аппарата (ЛА) с позиций не только его эффек-
тивности как отдельного объекта, но и его функционирования в со-
ставе как авиационного сегмента, так и системы ДЗЗ. На стадии кон-
цептуального проектирования возникает сложная задача структурно-
параметрического синтеза одновременно на нескольких уровнях
функционирования системы и ее объектов. В связи с ограничениями
времени на проведение исследовательской работы используемые и
разрабатываемые математические модели должны быть согласованы
по сложности.
В данной статье приводятся результаты исследований по созданию
математической модели и метода, позволяющего на начальном этапе
формирования облика системы ДЗЗ выработать структуру авиацион-
ного сегмента и оценить возможности комплекса, обеспечивающего
покрытие территории РФ зоной непрерывного наблюдения.
Постановка задачи и основные термины.
Для определения
параметров размещения беспилотных летательных аппаратов
(БПЛА) для наблюдения за территорией РФ в составе многоуров-
невой авиационно-космической системы (МАКС) ДЗЗ необходимо
установить рациональный состав возможных точек их базирования
БПЛА, выбрать основные параметры аппаратов, сформировать ва-
рианты размещения БПЛА в некоторых точках базирования и оце-
нить эффективность того или иного варианта их размещения. Для
этого формируют необходимый терминологический аппарат, вво-
дят описание параметров синтезируемой системы, строят матема-
тическую модель для вычисления критерия эффективности дей-
ствия системы. Математическая модель содержит допущения, опи-
сание основных исходных данных, формулы для вычисления глав-
ных параметров системы, средства визуализации расчетных дан-
ных, с ее помощью можно проводить отбор вариантов размещения
по заданному критерию эффективности и его проверку на адекват-
ность задаче.
В соответствии с подходами практической методологии для кор-
ректного описания математической модели необходимо ввести сле-
дующие термины [1]:
точка базирования (ТБ) –
точка земной поверхности с опреде-
ленными географическими координатами. В этой точке производится
пуск и приземление БПЛА;
радиус наблюдения (действия)
– максимальное удаление БПЛА
от точки его базирования при условии возможности возвращения в
нее. Радиус наблюдения зависит от максимальной продолжительно-
сти полета БПЛА и его крейсерской скорости;