Применение нанокристаллического дисульфида молибдена в машинах…
7
тепловозных гидропередач. Применение его в схеме гидродинамиче-
ской передачи без обратных связей позволяет создать гидротранс-
миссию, превосходящую по своим технико-энергетическим характе-
ристикам унифицированную гидропередачу, серийно выпускаемую
ОАО «Калугапутьмаш» на базе трансформатора ТП1000М. Новая
гидропередача более дешевая в изготовлении, экономичнее и надеж-
нее в эксплуатации.
Для того чтобы на практике показать возможности наноприсадок,
проведены стендовые испытания на заводе «Калугапутьмаш». Стендо-
вые испытания базировались на положении о минимальных изменени-
ях в конструкции экспериментальной установки и гидротрансформа-
тора. Выбран был серийно выпускаемый заводом гидротрансформа-
тор. Модель отличалась только рабочей жидкостью, в которую добав-
лялись присадки дисульфида молибдена плотностью до 5000 кг/м
3
.
Присадки нетоксичны, химически нейтральны к маслам, снижа-
ют коэффициент трения и повышают износостойкость. Дисульфид
молибдена дешевле, чем дисульфид вольфрама, обладает смазываю-
щей способностью и применяется в самолетостроении в качестве
присадок к рабочей жидкости.
Испытания проводились в 2013 г. на гидравлическом стенде с
мощностью
N
= 600 кВт при частоте вращения насосного колеса
n
=
= 3000 об/мин в лаборатории завода «Калугапутьмаш» (рис. 3).
Рис. 3.
Стенд для испытаний гидротрансформатора с присадками
на основе дисульфида молибдена
После введения в рабочую жидкость присадки дисульфида молиб-
дена до 20 % по массе было проведено сравнение характеристик гидро-
динамического трансформатора, показавшее, что на расчетном режиме
КПД растет. Увеличение общего КПД вызвано ростом каждого из его
составляющих (рис.4):
механический КПД
возрастает благодаря улучшению смазываю-
щих способностей жидкости, особенно ярко это отражается на смазке
подшипников качения;