Основные направления научной работы кафедры теоретической механики…
5
Теоретические и экспериментальные исследования поверхност-
ных волн, возникающих при параметрической неустойчивости жид-
кости в подвижном баке, представлены в работах [30–31].
Разработанные методы расчета и анализа продольных и поперечных
колебаний корпусов ракет, продольных автоколебаний ракет с жид-
костным ракетным двигателем (ЖРД), самовозбуждающихся автоколе-
баний в системе топливоподачи и отдельных ее контурах приведены в
учебнике для вузов [32]. Дальнейшее развитие получили исследования
акустических колебаний топлива в магистралях топливоподачи с уче-
том кавитационных явлений и неоднородного распределения свободной
газовой фазы в гидролиниях [33]. Изучено влияние этой особенности на
расчет границ областей устойчивости системы гидролиния — нагрузоч-
ный агрегат [34]. В развитие известного классического исследования
Н.Е. Жуковским гидроудара созданы методика и программа расчета
гидроудара в разветвленной гидросистеме, позволившие установить но-
вые важные особенности этого процесса для систем топливоподачи
[35]. Решение задачи оптимальной организации топливозабора из рас-
ходных баков приведено в работах [36, 37].
Динамика разделения ступеней ракет и разгонных блоков состав-
ляет самостоятельную область научных исследований по ракетно-
космической тематике. Основные результаты по данному направле-
нию представлены в монографиях [38, 39].
С середины 90-х годов ХХ в. важным и актуальным направлени-
ем исследований кафедры являются работы по оптимизации и диаг-
ностированию основного оборудования циркуляционных контуров
атомных электростанций (АЭС).
Решаемые в рамках этого направле-
ния задачи включают в себя:
разработку математических моделей и расчет динамических ха-
рактеристик основного оборудования контуров АЭС;
создание математических моделей и расчет акустических колеба-
ний теплоносителя с учетом двухфазности потока рабочей жидкости;
исследование колебаний внутрикорпусных элементов в потоке
теплоносителя;
изучение ударных взаимодействий с целью диагностирования
места локализации оторвавшихся и полуоторвавшихся тел в цирку-
ляционном контуре;
диагностирование фазового состава теплоносителя и локализация
участков появления свободной парогазовой фазы в первом контуре
АЭС;
оптимизацию агрегатов и гидросистем АЭС по динамическим ха-
рактеристикам.
Полученные результаты по данному направлению исследований
представлены в ряде отчетов о НИР и публикациях [40–46]. На рис. 3