Программное обеспечение для оценки эффективности однотипных научно-исследовательских работ - page 3

Программное обеспечение для оценки эффективности … работ
3
мы в виде иерархии, а в дальнейшем позволяет оценить все ее эле-
менты [4].
1. Оценка эффективности равнозначных работ.
Под равно-
значными (однотипными) НИР понимаются научные исследования,
проводимые внутри одного вуза (как фундаментальные, так и при-
кладные). Для этих работ можно выделить ряд общих критериев, об-
ладающих определенными приоритетами с точки зрения их относи-
тельной важности для оцениваемых работ.
Для решения задачи оценки эффективности НИР при помощи
МАИ необходимо структурировать ее в виде иерархии, в которой вы-
делены основные группы критериев. По ним можно оценивать различ-
ные по классификации группы НИР, но при этом группы критериев
будут иметь различный вес. На первом уровне иерархии выделяется
глобальная цель решения задачи — наиболее эффективная НИР.
На втором уровне выделяются основные критерии, по которым
будут оцениваться рассматриваемые работы. Для НИР, проводимых в
вузе, можно выделить следующие основные группы критериев [5]:
1) учебно-исследовательский эффект;
2) общенаучный эффект;
3) экономический эффект.
На третьем уровне выделяются критерии, по которым будут оце-
ниваться работы. Четвертым уровнем являются сами оцениваемые
работы, которые разбиваются на кластеры в соответствии с научны-
ми направлениями.
Такое представление позволяет оценить степень важности крите-
риев при оценке работ, а также эффективно ранжировать группы ра-
бот каждого направления и, наконец, получить количественную
оценку всех сравниваемых работ.
Этот подход рекомендуется для оценки эффективности таких ра-
бот, для которых вышеуказанные критерии являются равнозначными,
т. е. ее можно использовать для проведения конкурсов НИР или внут-
ри одного вуза, или среди нескольких однопрофильных вузов [2].
В группе «учебно-исследовательского» эффекта выделяются че-
тыре критерия:
1) уровень соответствия НИР профилю подготовки специалистов;
2) уровень влияния НИР на повышение квалификации препода-
вателей;
3) уровень влияния НИР на повышение качества подготовки спе-
циалистов;
4) уровень влияния НИР на совершенствование методики и орга-
низации обучения.
В качестве первого критерия в группе «общенаучный эффект»
выделяется актуальность, под которой, во-первых, понимается сте-
1,2 4,5,6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook