О.А. Наказной, Г.О. Котиев
2
Желательно, чтобы методика позволяла построить характеристи-
ку, подобную скоростной характеристике системы подрессоривания
по плавности хода ГМ. Назовем искомую характеристику скоростной
характеристикой системы подрессоривания по управляемости ГМ.
Для отличия известную скоростную характеристику по пробою под-
вески [1] далее будем называть скоростной характеристикой системы
подрессоривания по плавности хода. В качестве предпосылок или
требований к разрабатываемой характеристике примем следующие:
• относительная простота;
• наглядность;
• обеспечение гарантированной оценки;
• построение характеристики в тех же координатах, что и для
скоростной характеристики по плавности хода.
Выполнение первых двух требований хорошо достигается с
помощью так называемых графоаналитических методов. Для обес-
печения гарантированной оценки, т. е. ответа по принципу «не ху-
же (не лучше)», необходимо найти нижнюю границу управляемого
движения.
Достаточным условием управляемого движения является воз-
можность механика-водителя в любой момент времени изменить ре-
жим движения ГМ. Изменение режима движения при заданной ско-
рости выражается в изменении направления движения ГМ или кри-
визны траектории (радиуса поворота). Отсюда следует, что движение
будет гарантированно неуправляемым, если существуют такие мо-
менты времени, когда криволинейное движение ГМ невозможно,
иными словами, если радиус поворота стремится к бесконечности.
Найдем условия, при которых возникает гарантированно неуправля-
емое движение.
Как известно, минимально допустимый радиус поворота зависит
от минимальной суммарной нормальной реакции
N
min
. Тогда
2
min
1
0
min
0
lim lim ,
n
j
N
P
R
R
т. е. движение будет гарантированно неуправляемым, когда суммар-
ная нормальная реакция грунта становится равной нулю:
2
min
1
min
0.
n
j
N
P
(1)
В действительности сумма сил реакций
N
min
при колебаниях кор-
пуса ГМ — величина переменная и не всегда равна нулю. Однако