Анализ эмоционального отношения к учению при обучении одаренных детей естественно-научным дисциплинам в профильных образовательных учреждениях - page 1

1
УДК 37.025:155.99
Анализ эмоционального отношения
к учению при обучении одаренных детей
естественно-научным дисциплинам
в профильных образовательных учреждениях
© С.Ю. Капустина
1
, А.В. Кравцов
2
1
Психологический институт РАО, Москва, 125009, Россия
2
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Приведены результаты исследования эмоционального отношения учащихся к уче-
нию и анализ условий, необходимых для роста мотивации к освоению естествен-
ных наук и формирования научной картины мира. Для сравнения результатов пси-
холого-педагогических исследований с результатами академических исследований
использованы материалы Государственной итоговой аттестации по физике в
основной средней школе. Исследования проводились на базе лицея № 1580 при
МГТУ им. Н.Э. Баумана (Москва), где осуществляется профильная физико-
математическая подготовка учащихся. Показано, что ведущим мотивом к учению
у старшеклассников можно считать осознание социальной необходимости обра-
зования.
Ключевые слова:
образование, одаренные дети, профильное обучение, мотивация.
Одаренные и талантливые учащиеся, как правило, обладают опре-
деленным потенциалом — стремлением к высоким достижениям. Для
того чтобы обеспечить возможность реализации потенциала учащихся,
обучение таких детей должно происходить по дифференцированным
учебным программам, выходящим за рамки традиционного школьного
обучения. При этом дети, склонные к высоким достижениям, могут и не
демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следу-
ющих областей (в одной или в сочетании): общие интеллектуальные
способности; конкретные академические способности; творческое или
продуктивное мышление; лидерские способности; художественные и
исполнительские искусства; психомоторные способности (Официаль-
ный доклад государственного отдела образовании США на заседании
Конгресса США в 1972 г.).
На основании результатов исследований последних лет признан-
ные виды одаренности стали рассматривать дифференцированно. Это
проявилось в новых концепциях интеллектуальной и творческой ода-
ренностей, одной из которых является теория множественности видов
интеллекта Х. Гарднера. Согласно этой теории, не существует какого-
то единого интеллекта, есть, по крайней мере, несколько его видов:
лингвистический, музыкальный, логико-математический, простран-
ственный, телесно-кинестетический, личностный. Дети с интеллекту-
1 2,3,4,5,6
Powered by FlippingBook