Анализ эмоционального отношения к учению при обучении одаренных детей
5
Мотивация достижения высока у 80 % учащихся. У них ярко вы-
ражено желание быть лучшим, осознавать свои возможности, спо-
собности, достижения, при этом они правильно оценивают свой ум,
одаренность и уникальность. Школьники с преобладанием этого типа
мотивации учатся прежде всего из желания доказать самому себе, что
способны на многое. Также высок познавательный интерес (80 %).
Для 50 % старшеклассников престижность учебы в семье очень вы-
сока. Можно утверждать, что в семьях у этих учащихся сформирована
ценность хорошей учебы и, как следствие, ценность хорошего образо-
вания. Для подростков, имеющих высокий показатель по этому типу
мотивации, очень важно мнение членов семьи об их школьных успехах.
Следует отметить, что такой мотив, как социальное одобрение не
членами семьи, полностью отсутствует. Для учащихся неважно одобре-
ние со стороны других людей, они учатся не ради похвалы и поощре-
ния. А вот одобрение со стороны родителей для лицеистов играет важ-
ную роль (50 %), у них значим мотив оценки его успехов родителями.
Показатель «боязнь наказания» равен нулю. Представляется веро-
ятным, что природа этого типа мотивации различна у лицеистов и уча-
щихся обычной школы. Тем не менее это говорит о том, что учащиеся с
таким типом мотивации не боятся показать себя неуспешными в глазах
учителей и родителей, т. е. они чувствуют поддержку окружающих,
даже если их постигнет временная неудача. Следует отметить, что ин-
терес к внеурочной деятельности (праздники, концерты, выставки, со-
ревнования) у лицеистов полностью отсутствует. Это объяснимо, по-
скольку целеустремленные, мотивированные на изучение точных и
естественных наук учащиеся пытаются все силы направить на учение.
В этом случае нужен очень гибкий подход: учащемуся надо показать,
что праздники, соревнования и т. п. не мешают, а помогают ему. Сло-
вом, есть о чем задуматься психологам и организаторам внеклассной
работы. Таким образом, ведущим мотивом к учению у старшеклассни-
ков по итогам исследования можно считать осознание социальной
необходимости учения. Для подтверждения (или неподтверждения)
приведенных положений авторы планируют дальнейшие мониторинго-
вые исследования этой группы школьников и продолжение исследова-
ний других коллективов учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Лейтес Н.С.
Психология одаренности детей и подростков
. Москва, Изда-
тельский центр «Академия», 1996, 416 с.
[2] Змановская Е.В.
Девиантология
(психология отклоняющегося поведения)
.
Москва, Издательский центр «Академия», 2003, 288 с.
[3] Лепешова Е. Методика диагностики типа школьной мотивации у старше-
классников.
Первое сентября. Школьный психолог
, 2007, № 9, с. 5–9.
Статья поступила в редакцию 05.06.2013