Контролируемая самостоятельная работа студентов: первые итоги и перспектива - page 6

А.В. Купавцев
6
студентов самоконтролю путем сравнения периодов затухающих и не-
затухающих колебаний, с использованием физического смысла коэф-
фициента и декремента затухания, проверкой энергетического баланса
в задаче о механическом затухающем колебании и т. д.
Введение КСР вносит определенную коррекцию в учебный про-
цесс. Например, задачу 1.2 из домашнего задания № 1 по физике второ-
го семестра о соударении частицы с движущейся массивной стенкой,
знакомящей студентов с относительным движением, классическим за-
коном сложения скоростей и применением правила параллелограмма
для векторов, целесообразно выполнить на первом КСР, расширив ее
до фронтального выполнения ее графической части сразу на занятии
со студентами всей группы. В итоге этот фрагмент содержания учеб-
ного курса физики будет проработан всеми студентами, а не только
теми из них, которым достался соответствующий вариант домашнего
задания.
Роль КСР студентов университета не исчерпывается поправками и
коррекцией процесса обучения и не сводится исключительно к оказа-
нию помощи студентам в изучении курса и своевременном выполнении
учебного графика. Потенциал КСР как формы самообучения студентов
вуза значительнее и глубже [6]. Находясь в тесной связи и взаимодей-
ствии с традиционными формами обучения в вузе, КСР открывает но-
вые возможности решения образовательных проблем. КСР – не эпизод
и не просто методическое средство в университетской образователь-
ной практике, а компонент образовательной базы для подготовки спе-
циалистов высокого класса, отвечающих запросам сегодняшнего дня.
Она кладет начало перестройке университетского образования на
основе интенсивно-деятельностного и субъектно-ориентированного
обучения, персонифицированного образования в соответствии со спо-
собностями и личностной позицией обучающегося к учебе, формиро-
ванию профессиональных базовых компетенций и ментально-
деятельностной компетентности специалиста. Введение в практику
ВПО контролируемой самостоятельной работы студентов следует рас-
ценивать как веление времени, как ответ на неотложные требования к
общенаучной и профессиональной подготовке современных выпуск-
ников университетов [7, 8].
КСР представляет собой принципиально новый вид обучения в
современном вузе, который наряду с лекциями и групповыми заняти-
ями является формой обучения, отвечающей компетентностному
подходу к профессиональному образованию. Как специфическая
форма учебной работы студентов КСР реализует в обучении субъ-
ектную деятельность учения (СДУ) личности, благодаря чему обу-
чающиеся сущностно включаются в учебный труд. Как активная
форма обучения КСР представляет собой фундаментальную основу
достижения высокого качества образования благодаря перестройке
1,2,3,4,5 7,8
Powered by FlippingBook