В.Б. Сапожников, В.И. Крылов, Ю.М. Новиков, Д.А. Ягодников
8
всегда, контрольные испытания КФР допускается проводить на мо-
делях, отдельные элементы которых выполнены в различных геомет-
рических масштабах или отсутствуют, если отступления от полного
геометрического подобия не облегчают условия работы КФР и их
элементов по сравнению с условиями эксплуатации. Облегченными
условиями испытаний моделей КФР по сравнению с условиями экс-
плуатации считают те условия, при которых затрудняется попадание
газа во внутреннюю полость КФР.
В ходе контрольных испытаний определению подлежат парамет-
ры работоспособности КФР. Перечень параметров работоспособно-
сти КФР, подлежащих определению при испытаниях, устанавливают
исходя из конкретных условий работы натурного КФР и его элемен-
тов и при необходимости дополняют следующими параметрами:
• удерживающая способность КФР при действии вибраций;
• сепарирующая способность КФР;
• гидравлические остатки во внутренних полостях КФР;
• гидравлические потери на КФР;
• кавитационные режимы работы КФР;
• изменение удерживающей способности КФР при длительном
воздействии компонентов ракетного топлива;
• другие параметры работоспособности КФР, обусловленные
спецификой условий их эксплуатации.
Оборудование, применяемое при испытаниях КФР, должно обес-
печивать:
• воспроизведение моделируемых полей массовых сил и (или) со-
стояния невесомости с изменением во времени по закону, заданному
в программе испытаний с требуемой в ней точностью;
• измерение и регистрацию модельных значений внешних воз-
действующих факторов и параметров, определяющих реализуемые
режимы функционирования объекта испытаний, оборудования и ап-
паратуры;
• регистрацию поведения жидкости в прозрачных моделях топ-
ливных баков с КФР.
Для воспроизведения моделируемых полей массовых сил и (или)
состояния невесомости следует применять:
• стенды невесомости, на которых состояние невесомости реали-
зуется во время свободного падения объекта испытаний;
• кинематические модели орбитальных средств, обеспечивающие
подобие совокупностей ускорений, действующих на натурные баки и
их модели;
• динамические устройства, воспроизводящие периодические и
апериодические знакопеременные силы;
• устройства для воспроизведения начального положения мо-
дельной жидкости в модели топливного бака с КФР;