Наземная отработка капиллярных фазоразделителей на основе комбинированных…
3
поведения жидкого топлива в баках ЛА в условиях полета, так и ре-
жимов работы выбранного варианта конструкции КФР.
Окончательную оценку эффективности выбранного варианта
конструкции КФР на основе КПСМ, подтверждающую его работо-
способность, выполняют по результатам расчетно-эксперименталь-
ных работ, включающих наземную экспериментальную отработку,
которую можно охарактеризовать как доводочные испытания с ис-
пользованием методов физического моделирования [1, 2]. Дово-
дочные испытания КФР на основе КПСМ следует проводить в два
этапа: 1) исследовательские испытания; 2) контрольные испытания.
Рассмотрим содержание исследовательских испытаний.
Физическое моделирование внутрибаковых гидродинамических
процессов основано на использовании широко применяющейся в фи-
зическом эксперименте теории гидродинамического подобия [3]. Как
известно, согласно этой теории, два процесса считают подобными,
если обеспечиваются три условия:
1) геометрическое подобие — линейные размеры, площади и
объемы этих объектов находятся в соотношении
м
н
;
l
l
l
= π
м 2
н
;
l
S
S
= π
м 3
н
,
l
V
V
= π
где
l
π
— геометрический линейный масштаб моделирования, а ин-
дексы «м» и «н» присваиваются значениям параметров для модели и
натуры соответственно;
2) кинематическое подобие — в сходственных точках натуры и
модели направления векторных параметров, описывающих процесс,
одинаковы в сходственные моменты времени, находящиеся в соот-
ношении
м
н
,
t
t
t
= π
где
t
π
— масштаб моделирования времени;
3) динамическое подобие — силы, действующие в сходственных
точках модели и натуры, в сходственные моменты времени находятся
в соотношении
м
н
,
f
f
f
= π
где
f
π
— масштаб моделирования силы.
Движение жидкого топлива в баках ЛА подвержено действию
различных сил, к которым относятся массовые силы (силы инерции,