1
УДК 339.944.2, 37.072
Практика продвижения и коммерциализации
технологических патентов в Европейском союзе
© Л.Г. Попович, А.М. Некрасов
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Исследованы основные проблемы в продвижении и коммерциализации технологи-
ческих патентов в Европейском союзе (ЕС). Рассмотрены способы решения про-
блем, возникающих при продвижении результатов интеллектуальной деятельно-
сти в Европе, включая ноу-хау. Исследованы перспективы и пути улучшения
рыночной применимости патентов в ЕС.
Ключевые слова:
трансфер знаний, патент, инновация, интеллектуальная соб-
ственность, НИОКР, исследование, Европа, промышленность.
В условиях усиления патентных войн между ведущими транснаци-
ональными корпорациями в высокотехнологичном секторе промыш-
ленности приходится признать, что современное использование патен-
тов существенно отличается от их изначального предназначения.
Как известно, система патентов имеет многовековую историю
развития. Патенты как охранные документы, закрепляющие право
собственности на созданные изобретения, появились в конце XVIII в.
в США, а в законодательстве большинства европейских стран, в том
числе России, закрепились к середине XIX в.
Система патентования изобретений, промышленных образцов и
полезных моделей изначально имела двойное назначение [1].
Во-первых, автор (или предприятие-патентообладатель), прини-
мая на себя риск и расходы по открытию новых путей в науке и про-
изводстве, получал охраняемое законом право на монопольное ис-
пользование запатентованного объекта и возможность извлекать из
этого экономические выгоды в форме лицензионных платежей.
Во-вторых, все технические детали запатентованного новшества
в обязательном порядке публикуются в патентных базах данных, что
создает условия для поиска и анализа новой научно-технической ин-
формации. Кроме того, по окончании срока действия запатентован-
ный объект становился общедоступным.
Если внимательно изучить современную международную практи-
ку использования патентов, становится ясно, что, например, практика
«вечнозеленых» патентов позволяет компаниям практически неогра-
ниченно продлевать срок действия патента путем изменения форму-
лировок патентуемого объекта и переоформления документов. А мо-
нопольное право патентообладателя сегодня фактически превращается
в инструмент блокирования деятельности конкурентов путем оформ-