Практика продвижения и коммерциализации технологических патентов
7
вательный пул до начала использования рассматриваемых техноло-
гий, что может существенно увеличить затраты по сделке.
Следует отметить, что малые фирмы сталкиваются с особыми
препятствиями в области продвижения своих патентов [5]. Продви-
жение патента во внешнее окружение важно для компенсации расхо-
дов на НИОКР. Малые фирмы сталкиваются с препятствиями при
участии в продаже или приобретении запатентованной технологии в
виде финансовых и информационных барьеров, отсутствия должного
опыта в продвижении своих идей.
Несовершенный доступ к финансированию — наиболее важный ба-
рьер для продвижения и коммерциализации патентов. Маркетинг при-
менимости патента требует значительных инвестиций и рисков для раз-
работки по запатентованной технологии рыночных прототипов. Малые
фирмы в отличие от более крупных компаний зачастую не имеют внут-
ренних финансовых ресурсов для поддержки таких мероприятий.
Для продвижения патента на предприятии, как правило, создает-
ся специальная группа, состоящая из юристов, исследователей, мар-
кетологов и менеджеров. Малые предприятия не могут позволить се-
бе расходы на создание такой команды. Таким образом, малые фир-
мы более зависимы от внешней поддержки и посредников, чем круп-
ные компании.
Малые фирмы также сталкиваются с информационными барье-
рами в отношении возможностей, которые патент может предостав-
лять потенциальному покупателю. Эта проблема отчасти объясняется
синдромом «изобретено не у нас», в результате чего фирма не желает
полагаться на технологии, разработанные другими предприятиями.
Имеет место недостаток знаний о механизме работы патентной си-
стемы. Малые и средние предприятия в отличие от крупных компа-
ний менее осведомлены об общественных или коммерческих патент-
ных базах данных, веб-платформах и других посредниках на рынке
патентов.
Существует большое количество патентов, которые недостаточно
используются в странах ЕС. Для обеспечения оценки группы патентов,
которые могут быть активированы с целью более эффективного про-
движения и коммерциализации, системой оценки патентов в ЕС —
PatVal-EU
(Patent Value EU) — проведено исследование по двум груп-
пам [2]:
патенты, владельцы которых попытались начать процесс ком-
мерциализации, но оказались не в состоянии успешно его осуще-
ствить;
патенты, владельцы которых не начинали и не планируют
начинать процесс коммерциализации — так называемые «спящие»
патенты
.
Основные результаты сведены в табл. 2.