Перспективы развития бизнес-информатики как междисциплинарного подхода к управлению наукоемкими промышленными предприятиями - page 4

П.А. Дроговоз, П.Д. Иванов
4
процессы описываются как проводки (хозяйственные операции), от-
ражающие перемещение ресурсов между владельцами. Основная
цель управления этого метода — обеспечение производства ресурса-
ми и контроль над ними. К этому классу относятся системы планиро-
вания потребности в материалах (Material Requirements Planning,
MRP
) планирования производственных ресурсов (Manufacturing
Resources Planning,
MRPII
), планирования ресурсов предприятия
(Enterprise Resources Planning,
ERP
).
2. Системы управления процессами жизненного цикла (ЖЦ) [5] мо-
делируют деятельность предприятия в виде цепочки создания продук-
ции или услуг. Основная цель этих систем — обеспечение качества и
конкурентоспособности за счет «бесшовной» интеграции между разра-
ботчиками, производителями и эксплуатантами наукоемкой промыш-
ленной продукции. В этот класс входят системы информационной под-
держки ЖЦ изделия (Continuous Acquisition and Life-Cycle Support,
CALS
), управления данными о продукции (Product Data Management,
PDM
), управления ЖЦ продукции (Product Lifecycle Management,
PLM
),
управления цепями поставок (Supply Chain Management,
SCM
) и др.
По мере развития и усложнения информационные и коммуника-
ционные системы сами стали объектами управления, положив начало
новому направлению в менеджменте.
Информационный менеджмент
ставит своей целью повышение
эффективности управления информационными системами предприя-
тия, а также использования информации для принятия решений. В
рамках информационного менеджмента получили дальнейшее разви-
тие методы формирования системы сбалансированных показателей
(Balanced Scorecard,
BSC
), расчета совокупной стоимости владения
ИТ (Total Cost of Ownership,
TCO
) и др. [6]. В настоящее время в ка-
честве передового метода информационного менеджмента ведущими
предприятиями используется сервисно-ориентированный подход к
управлению ИТ (IT Service Management,
ITSM
) [7].
В основу реализации
ITSM
в промышленности положена модель
рыночных отношений, в которой ИТ-сервис представляет собой
услугу, предоставляемую информационной службой основным биз-
нес-подразделениям предприятия в соответствии потребностями ин-
формационной поддержки процессов ЖЦ продукции.
При этом информационная служба является владельцем ИТ-
активов, которые используются для разработки, продажи и поддерж-
ки ИТ-сервисов, а основные подразделения предприятия — владель-
цами бизнес-процессов по стадиям ЖЦ наукоемкой продукции. Ин-
формационная служба предприятия разрабатывает те ИТ-сервисы,
которые нужны основному бизнесу для реализации стратегии разви-
тия в соответствии с потребностями внутреннего и внешних рынков
продукции.
Таким образом, отношения между информационной службой и
основным бизнесом переводятся на систему условно-рыночных ме-
1,2,3 5,6,7,8,9
Powered by FlippingBook