Т.Г. Садовская, Н.А. Кашеварова
2
ния государственных контрактов, в том числе на конкурсной основе.
Однако активная патентная деятельность не является достаточным
критерием для внесения предприятия в реестр инновационно-
активных. Указанное постановление в обязательном порядке преду-
сматривает наличие у предприятия стратегического плана реализации
инновационных проектов, а также экономическую эффективность от
их реализации, т. е. прибыль.
Таким образом, на предприятии существует необходимость по-
строения системы управления интеллектуальной собственностью,
стимулирующей непрерывный процесс создания интеллектуальной
собственности и обеспечивающей введение в хозяйственный оборот
как уже имеющихся ОИС, так и тех, что будут создаваться в даль-
нейшем.
В финансовой отчетности для обобщения информации об этом
сложном процессе используются нематериальные активы (НМА).
Анализ НМА — наиболее сложная и наименее формализованная об-
ласть принятия управленческих решений. Он требует от менеджера
не только досконального знания всех тонкостей бухгалтерского учета
НМА, но и углубленных познаний в области права, в том числе таких
специальных разделов, как патентное и авторское право, законода-
тельство о товарных знаках, а также понимания принципов оценки
рыночной стоимости бизнеса. Совокупность этих компетенций поз-
воляет рассчитывать и анализировать комплекс показателей, предна-
значенных для принятия решений в этой области. Основные методы
и модели анализа бизнеса наукоемких предприятий систематизиро-
ваны и подробно рассмотрены в книге «Анализ бизнеса» [2].
На всех этапах инновационного процесса, связанного с созданием
и внедрением ОИС, будь то научные исследования, патентование или
коммерциализация, возникает вопрос об управлении результатами
деятельности предприятия на основных этапах жизненного цикла
(ЖЦ) инновационного продуктв.
ЖЦ инновационного продукта — это совокупность временных
периодов от появления новшества до снятия с производства и прода-
жи [4]. Причем в обобщенном смысле следует понимать не отдельно
взятый продукт, а комплекс продуктов, находящихся в непрерывном
инновационном процессе, в общем русле законов формирования эко-
номической эффективности и научно-технического прогресса. Типо-
вая схема ЖЦ инновационного продукта представлена на рис. 1.
Высокотехнологичная продукция космического назначения, со-
здаваемая на основе ОИС, имеет ряд отличительных особенностей:
•
уникальность продукта сопровождается высокой потребитель-
ской стоимостью, обеспечивает предприятию высокую прибыль даже
при единичном, а не серийном или массовом производстве;
•
монополия, обеспечиваемая исключительными правами на
ОИС, защищает от возможности появления нежелательных конку-
рентов;