1
УДК 338.242.2
Подход к определению структурных элементов
патентно-инновационной стратегии
высокотехнологичного промышленного предприятия
© П.А. Дроговоз, В.В. Власова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Обоснована актуальность разработки патентно-инновационной стратегии для
повышения конкурентоспособности высокотехнологичных промышленных пред-
приятий. Предложены структура и основные элементы патентно-инновационной
стратегии, рассмотрены основные механизмы их реализации.
Ключевые слова:
патентно-инновационная стратегия, результаты интеллектуаль-
ной деятельности, бизнес-знания, интеллектуальная собственность, конкурентоспо-
собность.
На современном этапе экономического развития происходит ак-
тивная интеграция науки и производства, что приводит к формирова-
нию предприятий нового типа, основанных на использовании знаний,
ноу-хау, результатов научных исследований и разработок для произ-
водства высокотехнологичной продукции. Новая ситуация, сложивша-
яся на мировом рынке высоких технологий, требует переосмысления
и переоценки сложившихся приоритетов стратегического развития
отечественных наукоемких предприятий. В условиях современной
экономики особое значение приобретают возможности предприятия
эффективно реализовывать технологические, маркетинговые и органи-
зационные инновации. Инновационная деятельность приобретает гло-
бальный характер, она демонстрирует инвесторам грамотность капи-
таловложений в эффективные проекты, оказывает сильное влияние на
интегральные показатели рыночной капитализации и общественной
стоимости компании [1, 2].
Важность активизации инновационной деятельности отечествен-
ных наукоемких предприятий обусловлена необходимостью создания
новых эффективных систем вооружения и военной техники для обес-
печения национальной безопасности и обороноспособности, а также
высококачественной гражданской продукции, способной выдержать
конкуренцию на международном рынке. Анализ передового зару-
бежного опыта показывает, что важнейшими механизмами развития
национальных инновационных систем являются военно-гражданская
интеграция, государственно-частное партнерство и научно-образова-
тельное сотрудничество [3, 4].
Инновационная активность предприятия — важнейший фактор
повышения его конкурентоспособности в условиях международной