Г.О. Котиев, Б.В. Падалкин
6
Актуальными являются проблема моделирования БИУС СКШ и за-
дачи формирования комплекса моделей, необходимых для отработки
программного обеспечения БИУС, программного обеспечения стенда
для проверки БИУС и сопровождения процесса отработки программ-
ного обеспечения БИУС на всех этапах создания СКШ. Кроме того,
актуальность задачи моделирования БИУС СКШ определяется приме
нением большого количества взаимодействующих вычислительных
средств, реализующих сложные нелинейные адаптивные алгоритмы
управления системами. При этом практически все алгоритмы (всеколес-
ного рулевого управления, управления подвеской и др.) имеют аналого-
вую (напряжения, давления и т. д.) и цифровую (показания цифровых
датчиков и т. п.) составляющую. Все это затрудняет отладку совместной
работы алгоритмов. Для решения данной проблемы необходимо разраба-
тывать комплекс моделей БИУС: информационные, структурные, имита-
ционные и др. Отдельной проблемой является разработка математиче-
ского и алгоритмического обеспечения блока инерциальных и навигаци-
онных датчиков в составе БИУС СКШ с целью анализа и отработки
алгоритмов управления. В этой связи необходима расчетная и экспери-
ментальная проверка функционирования системы определения параме-
тров движения при выбранном приборном составе и структуре (обеспе-
чение точности и надежности решения навигационной задачи и выра-
ботки переменных для целей управления системами СКШ).
В заключение необходимо подчеркнуть следующее:
●
прогнозирование подвижности специальных колесных шасси но-
вого поколения на стадии проектирования должно базироваться на ис-
пользовании совокупности комплексных имитационных моделей рабо-
чих процессов в качестве СКШ в целом как механической системы, так
и отдельных бортовых систем;
●
для оценки эффективности используемых законов управления
СКШ необходимо моделировать динамику отдельных систем: электри-
ческой энергоустановки, гидросистемы ВРУ, тормозного управления
и системы подрессоривания, электропривода колес, БИУС и бортовой
навигационной системы.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Шипилов В.В., Поскачей А.П., Шелест А.А.
Тенденции развития спе
циальных колесных шасси и тягачей военного назначения: инф.-техн.
сборник
. Полонский В.А., ред. Бронницы, 21 НИИИ, 2007, 417 с.
[2] Белоусов Б.Н., Шухман С.Б.
Прикладная механика наземных тягово-
транспортных средств с мехатронными системами
. Белоусов Б.Н., общ.
ред. Москва, Агроконсалт, 2013, 612 с.
Статья поступила в редакцию 21.05.2013