Прогнозирование подвижности специальных колесных шасси
3
Для прогнозирования подвижности СКШ нового поколения на ста-
дии проектирования, позволяющего существенно сократить сроки
и стоимость доводочных работ, важнейшей научной проблемой явля-
ется моделирование совместной работы всех систем СКШ— создание
своего рода «виртуального СКШ». Вместе с тем на стадии проектиро-
вания разработка отдельных систем и оценка эффективности их со-
вместной работы в настоящее время невозможна без широкого исполь-
зования имитационного математического моделирования рабочих про-
цессов на ЭВМ.
Увеличение габаритных размеров и числа осей колесных транс-
портных средств приводит к снижению маневренности. Как правило,
применяются схемы рулевого управления, в которых управляемыми
являются колеса передних осей, причем тенденция такова, что с увели-
чением общего числа осей возрастает число передних осей, имеющих
управляемые колеса. Применительно к многоосной колесной технике
существенный недостаток таких схем — повышенные затраты энергии
при движении по криволинейным траекториям. Это связано с тем, что
за счет неуправляемых колес задних осей создается большее сопро-
тивление повороту шасси.
Одним из направлений решения проблемы улучшения маневрен-
ности многоосной колесной техники является применение в качестве
управляемых, наряду с передними, задних колес. Преимущества схем
с управляемыми колесами передних и задних осей по сравнению с тра-
диционными схемами в части повышения маневренности общеиз-
вестны. Однако эти схемы имеют и существенный недостаток — сни-
жается устойчивость при движении по криволинейным траекториям,
что сдерживает рост средней скорости движения.
Для проведения всесторонних теоретических исследований с ис-
пользованием компьютерных технологий необходима разработка мате-
матических моделей рабочих процессов СКШ (8 × 8, 10 × 10, 12 × 12,
16 × 16) при реализации разных законов всеколесного рулевого управ-
ления (ВРУ), а также оценка эффективности законов в типовых случаях
движения и обоснование выбора закона для реализации в БИУС.
По мере совершенствования конструкций СКШ и оснащения транс-
миссиями нового типа возникает необходимость разработки новых за-
конов и алгоритмов управления с целью обеспечения рационального
распределения мощности между силовой установкой и колесными дви-
жителями. Очевидно, что при различных условиях и режимах движения
(разгон-торможение, криволинейное движение или прямолинейное пре-
одоление подъема, движение по твердой или деформируемой опорной
поверхности и т. д.) перераспределение мощности, подводимой к коле-
сам разных бортов и осей, должно быть различным.