А.Г. Леонов, Ю.А. Прохорчук
8
Рис. 6.
Стартовая конфигурация КР «Метеорит-М» морского базирования
Перечисленные соображения безвариантны, если не жертвовать
характеристиками маршевой ступени. Далее очень кратко рассмотрим,
какие проблемы необходимо решить при реализации сжато описанной
конструктивной схемы.
Старт ракеты из пусковой установки, которая расположена
на подводной лодке, движущейся под водой
. В принципе возможны
варианты так называемых сухого и мокрого стартов. В данном про-
екте использован второй вариант. И в том и в другом случае необхо-
дим достаточно тонкий баланс газогидродинамических процессов,
сложных не только для расчетов, но и для масштабных модельных
экспериментов.
Управляемое движение под водой и выход из воды
. Для проектиро-
вания системы управления движением необходимы достоверные данные
о гидродинамических характеристиках, что непросто в случае плохо
обтекаемого тела.
Раскрытие крыла и киля после выхода из воды
. С учетом размеров
крыла и диапазона допустимых скоростей ветра необходим очень мощ-
ный автомат раскрытия, развивающий момент до 30 000 Нм.
Разгон и отделение переднего бака стартово-разгонной ступени
.
Для быстрого и безопасного отделения пустого бака большого размера
при значительном скоростном напоре единственным эффективным сред-
ством являются мощные двигатели отделения. Как выяснилось, струи
двигателей, взаимодействуя с набегающим потоком, образуют вихревую
систему, индуцирующую возмущающие моменты, которые действуют
на крыло ракеты даже при отсутствии прямого попадания на него струй.
Возмущающие моменты оказывают влияние на ракету в условиях, когда
она имеет максимально заднюю центровку и, как следствие, минималь-