Особенности компоновочных и аэродинамических схем летательных аппаратов…
5
перед статически устойчивыми, которые вынуждены отклонять рули
в отрицательном направлении с потерей подъемной силы.
Рис. 4.
Зависимость коэффициента момента тангажа от угла атаки в крей
серском режиме полета с неотклоненными рулями (сплошная линия)
и с дестабилизатором, отклоненным на предельный угол (штриховая линия)
На рис. 4 штриховая линия показывает эффект отклонения дестаби-
лизатора на предельный отрицательный угол. Конечно, при таком откло-
нении дестабилизатора возникают потери на балансировку, однако он
значительно дальше отстоит от центра масс, его момент реализуется
с меньшей силой, а следовательно, и с меньшим сопротивлением. На рис. 5
приведена зависимость приращения сопротивления ракеты при откло
нении корневых элевонов при постоянной суммарной подъемной силе
на крейсерском режиме полета. На графике видно, что отклонение рулей
на небольшие положительные углы не приводит к росту сопротивления:
во всяком случае при положительных углах отклонения дополнительное
сопротивление меньше, чем при отрицательных. Отклонение дестаби
лизатора на отрицательный угол атаки уменьшает величину момента,
которую необходимо парировать с помощью элевонов.
Рис. 5.
Влияние угла отклонения корневых элевонов на изменение
аэродинамического сопротивления ракеты (в процентах от полного со
противления)