ных конечных продуктах, если разработчики умеют эффективно ис-
пользовать инструменты системной методологии на всех уровнях от
проектирования отдельных функциональных элементов до разработ-
ки эффективного оружия. Таким образом, компьютеризация инженер-
ной деятельности на основе интеллектуальной ОО среды касается,
во-первых, широкого круга специалистов, во-вторых, само понятие
полезных умений и навыков диаметрально меняется: совокупность
простых функций, составляющих квалификацию инженера, уступает
место определяющим решениям (выбор принципа и модели действия,
формулировка целей и ограничений). Ответственность принимаемых
решений усугубляется тем, что интеллектуальная среда обязательно
исполнит их в точном соответствии с постановкой задачи. Поэтому
внедрение системной парадигмы нужно начинать с формирования зна-
ний, умений и навыков будущих инженеров, т.е. с образовательного
процесса в техническом вузе. Эта проблема в последнее время носит
всеобщий характер, что вызвало интерес к компетентностному подхо-
ду в образовательных технологиях. Естественно, привлекаются ком-
пьютерные технологии, но в основном для интенсификации учебного
процесса, без изменения сути: к прежним знаниям, умениям и навыкам
добавляются некие компетенции. Интеллектуальная ОО среда выдви-
гает на первый план главные компетенции: принятие ответственных
решений и умение согласовать частные цели с критериями надсисте-
мы. Она же является единственной технологией, способной развивать
эти компетенции.
Интеллектуальное ядро основано на знаниях, организованных по
разделам примерно так же, как и базовая часть учебной программы.
Оно состоит из связанных единым управлением компонентов, специ-
ализирующихся на решении основных типов проектных процедур:
создание параметризованных геометрических моделей конструк-
ций;
формирование комплексной модели в виде интеллектуальных
пакетов прикладных программ;
решение задач в математической постановке;
статистическая обработка табличных данных, извлечение зако-
номерностей и восстановление математических моделей по экспери-
ментальным данным;
формирование вероятностных моделей и операции со случайны-
ми величинами и векторами;
решение оптимизационных задач по формулировкам пользова-
теля;
доступ к ОО базам данных.
257
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 13,14,15,16