ВВ. Повышение плотности РМ заменой алюминия на более тяжелые
металлы (Ti, Hf, W), снижая калорийность на единицу массы, лишь
незначительно уменьшает калорийность на единицу объема. Высокая
теплота сгорания в воздухе интерметаллидов, особенно боридов, го-
ворит о перспективности их применительно к термобарическому и
зажигательному действиям. Обычно работа расширения, коррелирую-
щая с фугасным действием, у РМ ниже, чем у штатных ВВ. Однако это
не всегда так, например, для композиций высокодисперсных активных
металлов с фторполимерами, которые занимают промежуточное поло-
жение между такими ВВ, как тротил (ТНТ) и смесь октоген/Al–80/20
(см. табл. 1).
Особый интерес для использования в БП представляют МФС, со-
держащие высокодисперсные порошки металлов сразу двух типов: с
высокой плотностью, например W, и с высокой реакционной способ-
ностью — Al [12–15].
Постановка эксперимента.
В настоящей работе с целью оценить
потенциальный вклад таких МФС (табл. 2) в общее энерговыделение
при взрыве зарядов конденсированных ВВ, а также их непосредствен-
ное влияние на характеристики фугасного действия в ближней зоне
взрыва были проведены сравнительные эксперименты с комбиниро-
ванными зарядами, состоящими из ТНТ и блоков из МФС.
Таблица 2
Состав и характеристики испытываемых МФС
Шифр
состава
Компонентный состав
МФС, % по массе
Плотность,
г/см
3
Энергосодержание (
Q
расч
)
W Al
ПТФЭ
МФС, кДж/г Комбинирован-
ный заряд, кДж
МФС-1 87,5 2,5 10,0
8,04
0,94
≈
515
МФС-2 36,0 14,5 49,5
2,81
5,2
≈
570
Объектом испытаний являлись цилиндрические заряды (рис. 1,
d
= 40
мм,
h
= 60
мм) из тротиловых шашек с блоками металлофто-
ропластовой смеси (
а
) и без блоков МФС (
б
). Фактическое отличие
зарядов заключалось в том, что
10
% объема заряда ТНТ заменялось
на МФС. Подрыв заряда происходил при срабатывании электроде-
тонатора, который инициировал шашку дополнительного детонатора
(ДД) из ТНТ или более мощного ВВ — флегматизированного гексогена
(состав К-91).
В ходе испытаний проводилось:
— градуировка измерительных трактов с пьезоэлектрическими дат-
чиками давления;
86