Y
= 200
МПа, как в расчетах [8] (значение, рекомендуемое также до-
кументацией AUTODYN [9]), даст вполне реалистичные результаты.
Задача решается в двумерном приближении, поскольку для опре-
деления влияния изменения различных параметров ПЭ (скорость, рас-
стояние между точками соударения и временной промежуток между
ними) требуется множество прогонов задачи, что фактически исключа-
ет возможность проводить расчет в трех измерениях из соображений
сохранения рационального количества реального времени, требуемо-
го на один прогон. Наиболее адекватна осесимметричная постановка
двумерной задачи, моделирующая соударение единичного шарообраз-
ного ПЭ с цилиндрическим зарядом ВВ. Однако в случае нескольких
(двух) ПЭ осесимметричная постановка задачи теряет всякий смысл.
В рамках двумерного описания остается вариант с плоскостной сим-
метрией, когда на заряд ВВ по своим образующим (в проекции на
плоскость сечения вырождающимся в точку) воздействуют два ци-
линдра условно бесконечной длины. Ранее было показано, как именно
данный переход влияет на количественные результаты по определению
критической скорости: в случае плоскостной симметрии критическая
скорость инициирования в 1,5 раза ниже, чем для осевой, что объяс-
няется различиями в физике проникания, а не небольшой разностью
масс фактически моделируемого ударника [10]. Также было показано
приемлемое совпадение результатов двумерных и трехмерных расче-
тов [11].
В ходе исследования были рассмотрены случаи одновременного
и разновременного соударения ПЭ с зарядом. Путем варьирования
скорости элемента были определены критические величины, при кото-
рых в заряде конечной длины гарантированно возникает детонация. За
критическую скорость принималась впервые достигнутая при после-
довательном увеличении на определенную величину такая скорость,
при которой наблюдается выраженный переход к детонации. Возник-
новение детонации в ВВ учитывалось при достижении характерных
значений давления детонации и скорости фронта образующейся дето-
национной волны, а также согласно тому, что параметр
F
, характеризу-
ющий в модели Ли–Тарвера полноту протекания реакции (отношение
массы перешедшего в газообразное состояние ВВ к полной массе ВВ),
принимал значение единицы.
При исследовании влияния расстояния между ПЭ на возбуждение
детонации в заряде представляется целесообразным для поиска пре-
дельных значений разнесения рассматривать скорость ПЭ, наибoль-
шую из тех, которые не вызывали детонации в случае единичного ПЭ,
а именно 1020 м/с.
40