ISSN 2305-5626. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронное издание. 2013
5
Как же все-таки объединить роторно-винтовой движитель и тех-
нологии эластичной механики в одной конструкции? Один из вари-
антов — использовать оболочку в качестве шнека. Предположим, что
движителем мобильного робота являются две продолговатые оболоч-
ки, внутри которых на опорных рейках размещены механизмы с за-
крепленными на них роликами. При наклоне и вращении механизмов
ролики бегут по внутренней поверхности оболочки, формируя неко-
торое подобие лопастей и превращая движитель в эластичный шнек.
Причем поскольку лопасть оказывает влияние на движение машины
только при взаимодействии с грунтом, достаточно использовать
лишь половину оболочки, уменьшая таким образом трение и повы-
шая КПД движителя.
Рис. 4. Теш-драйв Алексея Бурдина [5]
Подобная конструкция позволит уменьшить разрушение грунта
лопастями, улучшить плавучесть робота, снизить массу шнека. Глав-
ная особенность такого движителя — возможность изменения гене-
рируемой на поверхности оболочки волны (винтовой лопасти), а зна-
чит, и самого шнека.
Изменяя угол наклона вращающихся механизмов (например, с
помощью обычного червячного редуктора), можно регулировать угол
подъема и высоту винтовой лопасти. Кроме того, опуская или под-
нимая опорную рейку конструкции, можно изменять и другие пара-
метры шнека.
Дальнейшие исследования данного роторно-винтового движите-
ля помогут подобрать наилучшие параметры для движения мобиль-
ных роботов на различных типах грунтов.