ISSN 2305-5626. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронное издание. 2013
4
В настоящее время в разных областях науки и техники активно
разрабатывают технологии эластичной механики. Подобные иссле-
дования не обошли стороной и область создания шасси вездеходных
машин. Однако стоит заметить, что в основном подобные разработки
основаны на использовании торового движителя (рис. 3), сконструи-
рованного русским изобретателем Р.З. Кожевниковым в 1972 г.
Принцип действия такого движителя основан на наволакивании то-
ровой оболочки при протаскивании сквозь нее приводного ремня [4].
Рис. 3. Экспериментальная тележка НИЦИАМТ ФГУП “НАМИ”
на торовых движителях
Но вернемся к роторно-винтовым движителям. Пожалуй, един-
ственной известной на сегодняшний день попыткой совмещения обо-
лочки и шнека является конструкция, запатентованная изобретателем
А.В. Бурдиным, которому также принадлежат некоторые оригиналь-
ные идеи в области улучшения роторно-винтовых движителей. Одна
из них заключается в том, чтобы при помощи элемента с управляемой
геометрией — длинной камеры, натянутой между лопастями винта, —
путем заполнения камеры жидкостью или воздухом трансформиро-
вать шнек в ротор качения и обратно [2, 5].
Автор изобретения предлагает оригинальную конструкцию (рис. 4),
но основной упор делает на решение проблемы ограниченного дви-
жения шнекоходов по твердым основаниям. По сути, в данном вари-
анте движителя оболочка представляет собой колесо, а сам шнек
остается неизменным. Однако, как было указано выше, для мобиль-
ных робототехнических комплексов невозможность перемещения по
дорогам не является настолько существенным недостатком.