ISSN 2305-5626. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронное издание. 2013
2
В связи с наличием огромных заснеженных территорий и обшир-
ных болотистых участков в нашей стране регулярно обращались к
теме роторно-винтовых движителей. Прежде всего речь, конечно же,
идет о машинах Завода имени И.А. Лихачева и Нижегородского госу-
дарственного технического университета (Горьковского политехни-
ческого института). Можно также вспомнить широко известный
ЗИЛ-29061, входящий в поисково спасательный комплекс “Синяя
птица”; тяжелый ЗИЛ-4904 (рис. 1); разнообразные многоцелевые
шнекоходы серии ГПИ (ГПИ-06, ГПИ-66, ГПИ-72 и др.) (рис. 2). Ис-
следования и разработки проводились и за рубежом — в США,
Польше, Японии, Нидерландах. Причем многочисленные испытания
показали лучшую проходимость машин с подобным типом движите-
ля на сложных илистых, болотистых и снежных грунтах [1]. Однако
при всех их преимуществах большинство машин не только не было
запущено в серию, но и вообще не нашло применения. Так, на сего-
дняшний день почти единственным серийно производимым в мире
шнекоходом является MudMaster австралийской компании Residue
Solutions [2].
Рис. 1. Транспортировка шнекохода ЗИЛ-4904
Пожалуй, основным недостатком, снижающим популярность ро-
торно-винтовых машин, являются очевидные затруднения, возника-
ющие при работе шнекоходов на твердых основаниях. Обладая
отличной проходимостью на переувлажненных грунтах, роторно-
винтовые машины практически не пригодны для движения по доро-
гам и нуждаются в транспортировке с помощью специальных тягачей
или грузовиков. Если же подобная машина все-таки вынуждена пре-
одолевать участок с твердым покрытием, то это приводит к проскаль-
зыванию лопастей при движении, росту энергозатрат, тряске, уводу и
быстрому разрушению шнеков. В свою очередь, роторно-винтовые
движители, выполненные с применением прочных материалов, силь-
но портят полотно дороги. Несомненно, это значительно ограничива-
ет и затрудняет использование шнекоходов.
1 3,4,5,6